СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные воспитательные технологии...шаг назад?!?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью работы любой современной школы является: Развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.

Для того чтобы личность учащегося развивалась должно быть одно важное условие – мотивация. Но…

Любая школа стопроцентно подчинена стандартам образования и результатам ЕГЭ, мы с вами вынуждены заставлять детей помнить, знать, повторять, делать, и это оказывается важнее, чем предполагать, думать, восхищаться, решать проблемы. Как у учителя, так и у учащегося нет никакой радости от процесса познания, а это мало способствует достижению основной цели образования – социализации учащихся.

А ведь предназначение педагога помогать, поддерживать, сопровождать самодвижение, саморазвитие воспитанника. Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа.

Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Важное условие, общее для всех технологий, концепций является – сохранение неизменного высокого уровня культуры организуемой совместной деятельности педагога с детьми.

В своей работе я часто применяю такие традиционные и хорошо известные технологии как коллективно-творческая деятельность, групповое воспитание, игровые технологии, гуманное коллективное воспитание, технологию педагогической поддержки и помощи учащемуся в решении его жизненных проблем.

Но сегодня мне бы хотелось поделиться опытом использования в своей работе элементов технологии проектирования, в частности, социального проектирования.

Думаю, что это актуально для нас, так как метод проектов красной нитью проходит через содержание образовательной деятельности, предусмотренной новым ФГОС, а также социальное проектирование помогает развивать социальную компетентность, что является личностным результатом развития школьника.

ХХI век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему не давали, одно остается неизменным – старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь.

Технология социального проектирования, по мнению многих педагогов, пришла к нам из практики западной школы. На самом деле она имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. Книгой А.П. Гайдара зачитывались, его героям подражали, умные взрослые стимулировали тимуровское движение, так как видели в нем реальную пользу для становления самостоятельной и ответственной личности. А у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.

В чем же положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии?

Во-первых, социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка. Какой бы полезной и социально значимой деятельность не являлась, какие бы слова и лозунги по поводу этого не звучали, но если проект реализуется по приказу других людей, по требованию сверху, то такая деятельность теряет в глазах участвующего в ней ребенка главное – прелесть самостоятельного выбора.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города и т.д. Вероятнее всего, именно эта мысль – «я могу это сделать сам и не только для себя» - больше всего и воодушевляет подростков. Именно реальность, жизненность социального проекта привлекает школьников.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки.

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору школьника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. Члены проектных групп имеют возможность попрактиковаться в нескольких разнообразных видах деятельности. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением.

Как в любом явлении, в социальном проектировании есть и свои минусы.

Прежде всего, это стремление подростков полностью уйти из-под контроля взрослых при разработке и реализации своей идеи. Однако работа над социальным проектом подразумевает, прежде всего, выход на других людей. Следовательно, полностью исключать помощь взрослого не следует.

Во-вторых, неготовность взрослых (к которым обращаются школьники) серьезно относиться к подросткам и старшеклассникам. Педагог может подготовить общественное мнение к тому, что школьники сегодня готовы взяться за решение части проблем, с которыми сталкиваются сами жители. Он может пойти на прием к руководителю предприятия или организации, с которым школьники намерены взаимодействовать в рамках подготовки своего социального проекта. Также следует провести родительское собрание, объяснив взрослым, что их дети уже готовы взять на себя часть ответственности за дела как в собственной школе, так и за ситуацию в городе и т.д.

В-третьих, при разработке и реализации социального проекта возможны конфликты внутри самой команды, которая сформировалась под этот проект. Понимая это, педагог обязан предвидеть возникновение конфликтной ситуации и быть готовым работать над ее разрешением.

В-четвертых, вы можете столкнуться с определенным непостоянством школьников, которые, загоревшись идеей проекта, почувствовав возможность действительно самостоятельной творческой деятельности, через какое-то время охладевают к своей же идее, находят поводы «забывать» о проекте. Именно здесь очень важна помощь и поддержка педагога как более опытного менеджера, который должен поддержать угасающую энергию придать деятельности новый импульс, уделив самое серьезное внимание формированию мотивации членов проектной группы.

Социальные проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде.

28.05.2015 21:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!