СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии в системе формирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю учителем русского языка и литературы 3 года. В этот период, который и является моим педагогическим стажем в общеобразовательном учреждении, вела 5-е (2012-2013 уч.г.), 6-е (2013-2014 уч.г.) и 7-е (2014-2015 уч.г.) классы.

Анализ научной литературы, изучение достижений педагогов–практиков, сравнительный анализ педагогических технологий и небольшой собственный опыт привели меня к выбору наиболее эффективных, на мой взгляд, способов достижения поставленной мною цели – формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка. Прежде всего – это системно–деятельностный подход в обучении, который подразумевает обязательное использование современных технологий или их элементов: технологии проблемно-диалогического обучения, технологии продуктивного чтения, использования ИКТ, игровых технологий, технологии проектной деятельности, технологии оценивания учебных успехов.

Применение всего вышеперечисленного в комплексе – основа моей системы обучения.

Наиболее близка на уроках русского языка мне стала технология проблемно-диалогического обучения, ведь именно при ее использовании урок конструируется так, что его цели-задачи формулируются учащимися, и результаты, запланированные учителем, и продукт, который дети производят в конце урока, совпадают. Этапами такого урока обязательно являются постановка проблемы, поиск решения проблемы, выражение нового знания научным языком и реализация нового знания (продукта обучения), а также обязательный заключительный этап – рефлексия, осмысление нового материала и уровня его первичного закрепления самими учащимися.

Некоторую сложность при конструировании уроков проблемно-диалогического обучения может вызывать создание проблемной ситуации. Приемами ее создания могут явиться:

  • одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений; сталкивание мнений учеников вопросом или практическим заданием (подходит для коллективной формы работы);
  • практическое задание, не сходное с предыдущим, или на данном этапе не выполнимое вообще (прием подходит для организации работы в группе);
  • практическое задание, сходное с предыдущим, но по данному алгоритму (правилу) не выполняемое, а потому в итоге – ошибочно выполненное (мы чаще используем для работы в паре).

Самым главным на данном этапе является осознание проблемы и ее правильная формулировка, а также проговаривание детьми темы и задач (целей) урока. Исходя из моего опыта, навык формулировки задач научным языком сугубо индивидуален: кому-то из детей это дается сразу и легко (и это не обязательно «отличники», среди них есть «троечники»), а для других это осталось не выполненной и за два года задачей. Однако убедилась, что на «бытовом» языке озвучить проблему доступно даже тугодумам. Поэтому к её формулировке, а от нее темы и задач на уроке мы идем поступательно: это пытаются сделать несколько человек по очереди, корректируя и совершенствуя ответы друг друга. Задача учителя здесь, на мой взгляд, организовать заслушивание как можно большего количества версий.

Следующий этап – поиск решения проблемы, основанный на актуализации имеющихся знаний. На этом этапе мы выдвигаем теории-гипотезы (не менее 3-5) и стараемся их обосновать, отбрасывая все лишние и оставляя единственно верную. Возможны различные приемы: проведение аналогий; поэтапный анализ лингвистического материала (с представлением выводов в виде схем, графических обозначений правил); анализ лингвистических текстов (подключается технология продуктивного чтения) и др.

Далее – первичная рефлексия (каким же знанием мы овладели?), проговаривание нового материала научным языком и первичное закрепление – выполнение практических упражнений по мере усложнения с обязательным «научным» обоснованием (прибегаем к многократному проговариванию нового знания).

На этом этапе мы привлекаем технологию оценивания учебных достижений. Цель ее заключается в том, чтобы ученик научился осознавать и самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока еще плохо, и понимать, что отметки нужны не взрослым для контроля над ребенком, а для объективного определения своего уровня знаний и уровня знаний товарища. Для этого с учащимися проводится соответствующая беседа, и они знакомятся с алгоритмом само- (или взаимо-) оценивания. Алгоритм содержит несколько шагов:

1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем?)

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?)

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки?

(«5» - выполнил все самостоятельно, не допустил ошибок или недочетов;

«4» - выполнил самостоятельно, но с недочетами или с 1-2 ошибками, или с небольшой помощью;

«3» - допустил 3-4 ошибки; выполнил (самостоятельно или с помощью) более половины задания (в зависимости от сложности работы);

«2» - выполнил менее половины задания).

6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

Могу сказать, что данную технологию дети осваивают достаточно быстро и, что ценно, осознают ее целесообразность. Поэтому в дальнейшем у учащихся не возникают вопросы по поводу выставления той или иной отметки. Исходя из моего опыта использования технологии оценивания, утверждаю, что она влияет на выработку у ребят внимательности, ответственности, самостоятельности и в то же самое время - эмпатии, бережного отношения к личности другого человека.

Заканчивать урок по технологии проблемно-диалогического обучения необходимо обязательным этапом заключительной рефлексии, осознания нового знания. Здесь ребята отвечают на следующие вопросы:

  • Что мы сегодня повторили на уроке?
  • Что стало новым для нас знанием?
  • Какие цели-задачи мы перед собой ставили в начале урока?
  • Смогли ли мы достичь поставленных целей?
  • Какое задание вызвало у вас затруднения и почему? Что нужно понять (осознать, повторить) для того, чтобы затруднений больше не возникало?

Таким образом, отмечаю, что на каждом из этапов урока учащиеся находятся в состоянии заинтересованного поиска, осознанного осмысления происходящего, учатся оценивать уровень своих и чужих знаний и взаимодействовать в группе или микрогруппе: выдвигать свои версии, аргументировать их, отстаивать свою позицию (т.к. практически каждый подобный урок мы организуем работу в группе или микрогруппе).

Технологию проблемно-диалогического обучения считаю наиболее целесообразной при достижении моей цели. Недостаток этой технологии, на мой взгляд, заключается лишь в том, что использоваться она может лишь на уроках изучения нового материала.

Для того чтобы все уроки проходили для детей интересно, неожиданно, с наибольшим эффектом, стараюсь использовать различные их виды:

  • Урок-эксперимент (например, вводный урок развития речи в 5 классе по теме «Нужен ли нам русский язык?». На уроке мы проводим несколько экспериментов, один из них таков: 3-5 неподготовленных, но артистичных ученика получают задание на карточках. Их цель - не используя слова, попросить одноклассников о какой-либо услуге (например, организовать хоровод с песней, сходить в магазин за определенными продуктами и т.п.). Далее обсуждаем, насколько ребятам удалось справиться с заданием, и почему кого-то из них постигла неудача. Приходим к выводу: без языка обойтись можно, но очень сложно).
  • Урок-практикум применяется при закреплении нового материала, цель – выполнение практических заданий разного уровня с использованием различных алгоритмов. (Здесь мы активно используем мультимедийные ресурсы)
  • Урок-лабораторная работа используется на уроках развития речи, цель - чаще всего создать (или усовершенствовать – в зависимости от уровня подготовленности учащихся) небольшой текст, актуализируя прежние знания и самостоятельно получив недостающие (чаще ребята работают в минигруппах или парах)
  • Урок-деловая игра используется для овладения навыками обобщения, анализа, систематизации материала с одной стороны и навыками коммуникативной культуры – с другой (например, заключительные уроки в 6-ом классе: деловая игра «Лингвистическая конференция», на которой все учащиеся – лингвисты, выступающие со своими «научными» сообщениями-изысканиями). Урок – проект. Цель данного урока – подвести итог, актуализировать и обобщить определенные знания (по возможности, добавить какую-либо неизвестную всем остальным информацию, или акцентировать внимание на малоизученных фактах), создать конкретный продукт на означенную тему.

Педагогический мониторинг мы тоже осуществляем совместно с детьми. В начале изучения темы учитель разбивает ее на микротемы и микронавыки, которыми учащиеся должны овладеть. Листы мониторинга помещаются в определенном месте, и каждый ребенок имеет возможность видеть, что им освоено недостаточно, и исправить ситуацию. Заполняются они учителем своевременно по результатам проверочных и самостоятельных работ, которые в свою очередь проводятся по каждой из микротем. Заранее с детьми организуется беседа по правилам выставления общей (средней) отметки за тему, повышение которой напрямую зависит от них самих, т.к. любую работу можно пересдать.

Итогами нашей работы являются результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (один победитель и три призера), призовое (3-е) место в конкурсе «Русский медвежонок», 3-е место в районной НПК, одно третье и два вторых места в международном проекте «VIDEOUROKI.net».

На достигнутом останавливаться не планируем!

Категория: Всем учителям
05.06.2015 14:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!