СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная тематика художников-передвижников – нематериальное культурное наследие России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет смысловой анализ процесса изучения творчества художественного общества «Товарищества передвижных художественных выставок», русских художников XIX века реалистического направления, на уроке Мировой Художественной культуры в 11 классе.

Ключевые слова: «Русский реализм», «передвижники», «общественно-эстетическое воспитание», «подвиг общественного служения».

Введение

Искусство-это средство, с помощью которого люди культивируют свою социальную, культурную и индивидуальную идентичность, передавая ценности, впечатления, суждения, идеи, видения, духовные смыслы, образцы жизни и опыт во времени и пространстве.

Изучение темы «Реализм. Социальная тематика художников – передвижников» в программе Мировой Художественной культуры чрезвычайно актуально с точки зрения глубокого осмысления подвига художника-гражданина, примера общественного служения, посвященного интересам трудового народа России.

Процесс подготовки, изучения учителем данной темы является многосложным и глубоким. Во-первых, он требует тщательного изучения искусствоведческих источников для знания механизма подачи художественного материала. Таким источником явилась работа Ф. Барб-Галь «Как говорить с детьми об искусстве». Это книга об искусстве для детей, адресованная взрослым. Задача её – сделать зрителя не просто слушателем, а заинтересованным собеседником, расшевелить его, побудить задавать вопросы и самому искать ответы.

Во-вторых, тема урока нуждается в подаче материала на уроке с учётом возрастных особенностей и особенностей восприятия современных старшеклассников. Такому формату отвечает использование на уроке видео материалов: экскурсий в художественную галерею, аналитических описаний картин, искусствоведческих комментариев.

В- третьих, самому учителю Мировой художественной культуры следует вести непрерывное самообразование, изучать и анализировать опыт коллег, создавать собственный учебно - методический комплекс к уроку, быть искренне заинтересованным результатами своей деятельности.

Основная часть

Свою работу на уроке считаю необходимым начинать с ярко обозначенного этапа мотивации. Начинаю не с объявления темы в готовом виде, а со специально подготовленных вопросов или проблемных ситуаций. Именно такое начало, по моему мнению, должно привести к самостоятельному определению учащимися темы, цели, задач урока и пути их достижения.

Мотивацией к теме «Реализм. Социальная тематика художников – передвижников» представляю симультанной беседой по вопросам: «Что такое «реальность» «правда»? Легко ли изображать реальность? Как вы понимаете выражение «У каждого «своя» правда»? Как выразить «правду» в изобразительном искусстве?

Следствием проведения такого подготовительного этапа является самостоятельное определение учащимися темы урока и ключевых задач: «Сегодня на уроке мы начнём знакомство с самым спорным (самым трудным) направлением в искусстве – РЕАЛИЗМОМ».

Установочно - мотивационный этап урока, как завязка сюжета в романе, содержит описание конфликта. В теме «Реализм. Социальная тематика художников – передвижников» учитель представляет содержание конфликта интересов Академии художеств и её выпускников.

В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства. Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы. Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа. Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе. Эта акция выпускников получила название «Бунт четырнадцати». Именно эта дата стала считаться началом эпохи «передвижников».

Главное, что учащиеся должны постичь, - степень смелости такого поступка молодых художников. Ребята должны представить масштаб культурного и общественного резонанса такого решительного шага деятелей русского искусства.

На содержательно-поисковом этапе урока происходит погружение в содержание художественного направления, общее изучение тематики и жанров Реализма и постижение социальной тематики в живописи русских передвижников. Учащиеся знакомятся с содержанием и порядком деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок» с 1870 по 1923год, уясняют смыл понятий «Русский реализм», «передвижники», «общественно-эстетическое воспитание», «подвиг общественного служения».

Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века.

Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства.

В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название “передвижники”.

На адаптивно – преобразующем этапе урока ребята активно включаются в художественно - исследовательскую работу. Рубрики «История одной картины», «Творческий портрет», «Современный взгляд» являются ярким дополнением деятельности учителя.

«История одной картины» детально знакомит одноклассников с художественными тайнами полотна: характеризует детали композиции, сюжет, колористическую гамму, приводит интересные факты создания картины. Так, например, учащиеся узнают от одноклассника – искусствоведа о картине «Странница в поле», которая была подарена к открытию музея в 1896 году сыном Василия Перова и, очевидно, тогда же получила свое второе название – «На пути к вечному блаженству». Тема пути – это и дорога, по которой странствовала эта женщина, и ее жизненный путь, и, шире: судьба России и русского народа. В характеристику произведения ученик может включать, по своему усмотрению, и произведения других видов искусств. Так поэтические строки народной песни дадут возможность увидеть сюжет глазами простого русского человека, а музыкальная пьеса «Слеза» М. Мусоргского заставит задуматься о быстротечности и ценности жизни.

Искусство развивает эмоциональный интеллект. При помощи искусства можно: найти контакт с эмоциями, которые прячутся от нас, получить состояния, которых нам не хватает: радость, спокойствие, уверенность, мужество.

В рубрике «Творческий портрет» обзор жизни и деятельности художника, приведённый учеником-искусствоведом, поможет обучающимся объяснить себе содержание полотен, приёмы мастера, его кредо. Так, например, биография Ивана Шишкина подаст ребятам пример собственному жизненному пути - твердо и увлечённо следовать за своей мечтой, непрерывно совершенствовать себя.

Рубрика «Современный взгляд» позволить осознать значимость произведений искусства XIX века в современном мире. Ребятам старшего школьного возраста свойственно опирать на авторитеты в любой сфере. Им будет очень интересно посетить Третьяковскую галерею с одиозным исполнителем Сергеем Шнуровым в сопровождении директора – искусствоведа, послушать мнение Константина Хабенского о знакомых произведениях разных жанров.

На заключительном этапе урока поисково-исследовательская деятельность продолжается. Системное обобщение я провожу в различных заданиях, предполагающих художественно-творческую деятельность: выполнение тестовых заданий, создание собственных художественных композиций из различных материалов в различной технике, создание своей художественной коллекции по направлению в разных видах искусства – литературе, музыке, живописи.

Заключение

Искусство — универсальный язык человечества. Оно дает знания истории, религии, психологии человеческих отношений, философии на глубоком уровне, способствует развитию эмпатии - умению сопереживать. Это исключительно эмоциональные состояния, которым тяжело обучиться. Произведение искусства буквально заставляет нас поставить себя на место другого человека и ощутить его эмоции. Знакомство с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино на уроках Мировой Художественной культуры расширяет спектр эмоций ученика. Эти эмоции могут быть заметно сильнее, чем в обычной, жизни.

Искусство учит думать, то есть пользоваться своим мыслительным потенциалом.

По мнению автора статьи, именно творчество передвижников, рассматривавших свою деятельность как подвиг общественного служения, посвященный интересам трудового народа, является богатейшим предметом изучения и исследования нематериального культурного наследия России. Именно оно отличается демократизмом, гуманистическим, подлинно народным содержанием, патриотизмом, богатством образов, высоким профессиональным мастерством. В произведениях передвижников воплотились лучшие черты русской национальной художественной культуры. Они явились вершиной русского дореволюционного искусства и одной из вершин мирового реалистического искусства вообще. Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ.

Список используемой литературы

  1. Ф. Гарб – Галь. Как говорить с детьми об искусстве. Издательство «Арка». Санкт – Петербург. 2007
  2. Чернокозов А. И. История мировой культуры (Краткий курс).Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997
  3. https://www.youtube.com/channel/UCCJR2fHtwpHs5eYirnbCNQA Третьяковская галерея – You Tube
Категория: МХК
03.01.2023 22:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!