СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Снятие агрессии у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, все больше понимая, чем он отличается от других, стремясь самоутвердиться, самовыразиться. Самовыражение в младшем школьном возрасте – основа построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира. Наиболее эффективными для осознания себя и мира младших школьников являются методы творческого самовыражения. Именно «творческое самовыражение» помогает снизить уровень агрессии у младших школьников, понять себя и окружающих его людей.

Становление личности, развитие творческого самовыражения младшего школьника связано:

с формированием самосознания - осознанием себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу. К шести-семи годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются и усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период самооценка – важная форма проявления самосознания. Самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки других. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Оценка и самооценка детей младшего школьного возраста в высокой степени связана с оценкой педагогов и родителей. Это обусловлено возрастающим стремление ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. В младшем школьном возрасте развивается эмоционально-ценностная сфера личности, ребенок сензитивен к творчеству. Творческая деятельность для ребенка - эффективный способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру. Самовыражаясь в творчестве, младший школьник «присваивает» осознанные им в ходе деятельности представления о мире, о других людях и себе. Поэтому в младшем школьном возрасте становится важным вовлечение педагогом и родителями ребенка в художественно-творческую деятельность во всех сферах жизни школьника.

Гуманистические психологи А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт полагали, что основа творчества - потребность в самоактуализации, самореализации своего «Я». Для развития психологически здорового осознания себя и мира необходимо самовыражение. Основа развития образа «Я» - соединение различных видов творческой деятельности, что является естественным для ребенка. В процессе творческого самовыражения проявляется суть человека.[2,3]

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой», - писал В.А. Сухомлинский.

Необходимо создать такие условия самовыражения, когда ребенок будет продуктивно выполнять какое-либо задание и ставить целью развитие его рефлексивного отношения к творчеству, помогая снять агрессию, стресс, волнующее состояние. Чтобы результат работы с агрессивным ребенком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер.

Методов и техник коррекции агрессивного поведения у детей на сегодняшний день множество. Каждое направление коррекционной работы включает в себя творчество, сказки, танцы и другие виды искусств. Они сгруппированы по особенностям детей:

1. Высокий уровень личностной тревожности, сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. Для снижения уровня личностной тревожности применяются методы и техники коррекционного воздействия, такие как:

1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) работа со страхами;

3) ролевые игры.

2. Слабое осознание собственного эмоционального мира. Используется направление: формирование осознания собственных эмоций, а так же чувств других людей, развитие эмпатии.

Техники коррекционного воздействия:

1) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния;

2) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

3) рисование, лепка, эмоции;

4) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лиц этих предметов и явлений;

5) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

6) ролевые игры отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

Творческое самовыражение включает в себя несколько более конкретизированных направлений. Это арт-терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Арт- терапия – наиболее применяемая методика в современном мире.

Это язык искусства: красок, звуков, линий, форм и образов способен выразить намного больше, чем мы можем озвучить с помощью слов.

Арт-терапия опирается на идеях классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод отличный подходит для работы с детьми. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.

Также применимы в работе с детьми гуашь, песок, вода, бумага.

Действия с гуашью:

мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр., кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно).

Иногда ребенок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Часто, возбудившись, ребенок наносит на лист все новые и новые цвета, смешивает их, превращая в бурое месиво. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности. Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски. Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем.

Во время работы ребенка с красками важно наблюдать за ребенком, смотреть на то, как сильно он давит кисточкой, как размазывает краску, какие эмоции он испытывает, эффективно будет предложить проиграть агрессивную ситуацию, например, «Дима, нарисуй то, что сегодня тебя расстроило. А теперь нарисуй себя, что ты чувствовал? Сейчас что чувствуешь?». Это задание и вопросы помогут ребенку понять себя, прорефлексировать свое поведение, поведение обидчика.

Действия с водой и песком:

пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами. Все действия с песком помогут ребенку отвлечься, нервные окончания, которые находятся на кончиках пальцев снимают мышечное напряжение и стимулируют работу мозга.

Действия с бумагой:

сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать. Эти действия наиболее эффективны в сам момент вспышки агрессии, можно предложить рвать бумагу на самые маленький кусочки, чтобы ребенку надоел сам процесс и в итоге успокоил его.

Технология рисования на воде:

берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко. Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, снижению агрессивности.

Во-вторых, музыкотерапия применяется как средство развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

В ходе прослушивания музыки дети учатся улавливать чувства и эмоции, которые передаются через мелодии, чувствовать и понимать настроение музыки, они и сами в процессе прослушивания испытывают эмоции – сопереживание, радость, вследствие чего повышается уровень эмпатии. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

К слушанию музыки относятся:

- беседы или занятия, когда музыка звучит фоном;

- специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;

Часто используется слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна:

- в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть, как поступить в какой-либо жизненной ситуации, сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен;

- в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем, наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора;

- образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка;

- счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности.

Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». Также в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого.

Песочная терапия дает возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания.

Данное направление включает в себя мощнейший коррекционный ресурс. Через контакт с песком ребенок строит мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным, способствует снятию агрессии. С помощью построений на песке развивается наглядно-образное мышление, восприятие и память ребенка. Следует отметить, что песочная терапия не направлена на изменение и переделывание ребенка, она позволяет ему быть самим собой.

Песочная терапия нацелена на:

- развитие познавательных процессов у ребенка – восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения;

- развитие творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков; - развитие мелкой моторики рук;

- снятию агрессивности.

Таким образом, роль вышеперечисленных методов самовыражения приводят к получению радости и счастья, дают разрядку от усталости, агрессии. Самовыражение способствует пониманию потенциала и пожеланий, самопознанию, происходит развитие черт характера. Самовыражение поднимает самооценку, придает уверенности в силах и наличии основы для развития.

Методы творческого самовыражения можно применять на каждом уроке, на перемене, на внеурочной деятельности. Они подходят для любого возраста младшего школьника. Снимают предпосылки агрессивного поведения, помогают расслабиться, найти себя.

24.11.2021 15:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!