СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово о Ломоносове»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Михаил Васильевич Ломоносов

(8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская (ныне – село Ломоносово), Архангелогородская губерния, Русское царство –

4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя)

«Предпослав таковое философическое рассуждение о слове вообще, на самом есте­стве телесного нашего сложения основанном, Ломоносов преподает правила россий­ского слова. И могут ли быть они посредственны, когда начертавший их разум водим был в грамматических терниях светильником остроумия? Не гнушайся, великий муж, сея хвалы. Между согражданами твоими не грамматика твоя одна соорудила тебе славу. Заслуги твои о российском слове суть многообразны: и ты почитаешися в мало­притяжательном сем своем труде яко первым основателем истинных правил языка нашего и яко разыскателем естественного расположения всяческого слова. Твоя грам­матика есть преддверие чтения твоея риторики, а та и другая – руководительницы для осязания красот изречения творений твоих.

Ломоносов надежнейшие любящим российское слово оставил примеры в своих творениях. В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи.

Если не было ему последователя в витийстве гражданском, но на общий образ письма оно распространилося. Сравни то, что писано до Ломоносова, и то, что писано после него, – действие его прозы будет всем внятно.

Но не заблуждаем ли мы в нашем заключении? Задолго до Ломоносова находим в России красноречивых пастырей церкви, которые, возвещая слово божие пастве сво­ей, ее учили и сами словом своим славилися. Правда, они были; но слог их не был слог российский. Они писали, как можно было писать до нашествия татар, до сообщения россиян с народами европейскими. Они писали языком славянским.

Если Ломоносов не достиг великости в испытаниях природы, он действии ее великолепные описал нам слогом чистым и внятным. И, хотя мы не находим в творе­ниях его, до естественныя науки касающихся, изящного учителя естественности, най­дем, однако же, учителя в слове и всегда достойный пример на последование.

Итак, отдавая справедливость великому мужу, поставляя имя Ломоносова в дос­тойную его лучезарность.мы желаем показать, что в отношении российской словес­ности тот, кто путь ко храму славы проложил, есть первый виновник в приобретении славы, хотя бы он войти во храм не мог. Не достойны разве признательности муже­ственные писатели, восстающие на губительство и всесилие для того, что не могли избавить человечества из оков и пленения? И мы не почтем Ломоносова для того, что не разумел правил позорищного стихотворения и томился в эпопеи, что чужд был в стихах чувствительности, что не всегда проницателен в суждениях и что в самых одах своих вмещал иногда более слов, нежели мыслей? Но внемли: прежде начатия вре­мен, когда не было бытию опоры и вся терялося в вечности и неизмеримости, все источнику сил возможно было, вся красота вселенныя существовала в его мысли, но действия не было, не было начала. И се рука всемощная, толкнув вещественность в пространство, дала ей движение. Солнце воссияло, луна прияла свет, и телеса крутящияся горе образовалися. Первый мах в творении всесилен был; вся чудесность мира, вся его красота суть только следствия. Вот как понимаю я действие великия души над душами современников или потомков; вот как понимаю действие разума над разу­мом. В стезе российской словесности Ломоносов есть первый. Беги, толпа завистли­вая, се потомство о нем судит, оно нелицемерно».

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

*

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Русская литература

https://multiurok.ru/blog/russkaia-literatura.html

*

В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов

https://multiurok.ru/blog/v-k-triediakovskii-m-v-lomonosov.html

М. В. Ломоносов в фонде Президентской библиотеки

https://multiurok.ru/blog/m-v-lomonosov-v-fonde-prezidentskoi-biblioteki.html

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

https://multiurok.ru/blog/m-v-lomonosov-sluchilis-vmiestie-dva-astronoma-v-piru.html

7 класс. Творчество М. В. Ломоносова (1711–1765) и Г. Р. Державина (1743–1816)

https://multiurok.ru/blog/7-klass-tvorchestvo-m-v-lomonosova-1711-1765-i-g-r-derzhavina-1743-1816.html

*

8 класс. Свободное изложение по тексту и самостоятельно подобранным источникам. ( О Михаиле Васильевиче Ломоносове)

https://multiurok.ru/blog/m-v-lomonosov-svobodnoie-izlozhieniie-po-tiekstu-i-samostoiatiel-no-podobrannym-istochnikam.html

8 класс. Выборочное изложение с творческим заданием по видимому тексту. (О Михаиле Васильевиче Ломоносове)

https://multiurok.ru/blog/m-v-lomonosov-vyborochnoie-izlozhieniie-s-tvorchieskim-zadaniiem-po-vidimomu-tiekstu.html

Категория: Литература
12.11.2016 22:40


© 2016 605

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!