СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В Стерлитамакской специальной коррекционной школе – интернате для глухих и слабослышащих обучающихся веду уроки русского языка и литературы. Работаю над темой «Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство полноценного развития неслышащих учащихся». Считаю свою тему очень актуальной. Речевое общение невозможно без слова. При специальном обучении первоочередная задача – сформировать лексическую основу речи учащихся.
Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития неслышащих учеников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешения слов, неточность и недифференцироваемость значений. Вот почему большое значение придается расширению их словарного запаса и уточнению понимания детьми значения слов. Над обогащением словаря учащихся должна вестись работа в течение всего учебного года. Надо научить детей правильному употреблению вновь усвоенных слов и их сочетаний в устной и письменной речи, научить понимать и применять их в новом контексте. В начале учебного года определяется тот круг слов, который необходим для развития разговорно-бытовой речи неслышащих детей.
Большая часть слов, которые узнают ученики, через некоторое время забывается, если им не пользоваться постоянно.
Задачи словарной работы на уроках русского языка и литературы:
В школьной практике встречается неправильное понимание термина «словарная работа», сужение его до понятия объяснения непонятных слов. Это приводит к бедности и ограниченности форм и методов работы. Словарная работа должна присутствовать на всех этапах работы с текстом и вводные занятия, и чтение, и анализ содержания, вплоть до завершающего урока.
Словарная работа – система работ по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих на уроках чтения, литературы, грамматики, русского языка. Можно выделить несколько разделов: объяснение нового словаря; закрепление словаря, включение его в речевую практику; лексические, лексико-стилистические упражнения.
Объяснение новых слов и словосочетаний
Объяснение лексики способствует лучшему пониманию текста и развитию речи неслышащих детей.
Объясняются слова, рисующие поэтические картины природы: утро года, вешние ручьи, потопленные луга (стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними ручьями…»).
Подлежат объяснению и специальные термины, например, сельскохозяйственные; яровые, озимые, жать, закрома, урожай; терминология матросов: парус, трос, палуба, иллюминатор, задраить, канат и т.д.
Нужно объяснить слова переносного значения, например: чистое поле, золотой характер, рощи вспыхнули. Непонимание этих образных выражений приводит к неточности воссозданного образа или картины, к непониманию отдельных частей произведения или всего текста.
Усвоить новое слово – сделать его понятным. Закрепить слово – значит научиться свободно пользоваться им в устной и письменной речи. Чтобы закрепить слово, его надо чаще употребить в различных ситуациях с определенными промежутками во времени.
Форма закрепления слов различна.
Надо дать понятие о многозначности слова. Например, слово бить. Слово бить может употребляться в разных значениях. Часы бьют (звенят), бить по мельницам (стрелять), бить малыша (обижать), бьет ключ (течет) или переносное значение – жизнь бьет ключом – активно живется.
Можно к новому слову подбирать синонимы, составлять предложения с ними. (Например, добрый – добродушный, благодушный, добросердечный, милостивый (устар.), кроткий, отзывчивый, хороший). Дети могут пользоваться словарем синонимов.
Так же можно подобрать к словам антонимы. Например, белый – черный, хорошо – плохо. Это могут быть антонимы – прилагательные, антонимы – существительные (день – ночь). Например, могут выбирать из текста словосочетания, противоположные по значению следующим: большая дорога - …, пологий берег - …, или подбор однокоренных слов к новому слову (урок грамматики).
На уроках чтения, развития речи дети знакомятся с пословицами и поговорками. Вывод, сделанный после чтения произведения, приводит детей к осмыслению пословиц. В некоторых случаях работа начинается с выяснения смысла пословиц. Например, когда говорим о весне, можно вспомнить пословицы: «Весна отмывает ключи и воды», «Весна красна цветами, а осень – плодами», «Март кончает зиму, весну начинает» и т.д.
Пересказ прочитанного текста дает наибольшую возможность для закрепления новых слов. Можно практиковать как устный, так и письменный пересказ.
Можно новые слова включать при составлении диалогов, рассказов, при письме сочинений.
В результате разнообразной работы новые слова и обороты речи входят в разговорную речь учащихся. Ведь слова заучиваются не только для того, чтобы пересказывать тот или иной рассказ, но и для расширения возможностей разговорной речи.
Глухие учащиеся путем чтения должны увеличивать свои возможности общения со слышащими детьми. У глухих детей нарушено речевое общение, поэтому связи слов, относящиеся к одной смысловой группе, возникают медленно, круг ограничен. Это, в свою очередь, затрудняет образование связей между группами слов, которые в случае необходимости могли бы заменить или пополнить друг друга. Например, определяя небо как пасмурное, надо припоминать слова ненастное, хмурое. Говоря, что птицы летят стаей, вспомнить, что они передвигаются еще вереницей, цепочкой, косяком.
Так, по теме «Летние каникулы» («Наблюдения за природой», «Зимняя природа») на уроках развития речи с учащимися определяли признаки лета. Летом бывает жаркое, знойное, сухое, дождливое. Солнце летом ярко светит, сильно греет, припекает, печет, палит. Летом гремит гром. Блестит, сверкает молния. Льет ливень. Бывает гроза, град, радуга. Дождь льет как из ведра. Бывает проливной дождь.
Эти выражения включала в диалоги, диктанты, учились употреблять их в изложениях и сочинениях.
По темам ученики ведут тематические словари. Записывали пословицы и поговорки. Словари помогают заменять слова и выражения при написании изложений, сочинений.
© 2019, Назарова Насима Сафаргалиевна 941