СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство полноценного развития глухих и слабослышащих обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

В Стерлитамакской специальной коррекционной школе – интернате для глухих и слабослышащих обучающихся веду уроки русского языка и литературы. Работаю над темой «Словарная работа на уроках русского языка и литературы как средство полноценного развития неслышащих учащихся». Считаю свою тему очень актуальной. Речевое общение невозможно без слова. При специальном обучении первоочередная задача – сформировать лексическую основу речи учащихся.

Важность словарной работы предопределяется ограниченностью речевого развития неслышащих учеников, своеобразием их словаря, для которого характерны замещения, смешения слов, неточность и недифференцироваемость значений. Вот почему большое значение придается расширению их словарного запаса и уточнению понимания детьми значения слов. Над обогащением словаря учащихся должна вестись работа в течение всего учебного года. Надо научить детей правильному употреблению вновь усвоенных слов и их сочетаний в устной и письменной речи, научить понимать и применять их в новом контексте. В начале учебного года определяется тот круг слов, который необходим для развития разговорно-бытовой речи неслышащих детей.

Большая часть слов, которые узнают ученики, через некоторое время забывается, если им не пользоваться постоянно.

Задачи словарной работы на уроках русского языка и литературы:

  • раскрыть значение слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
  • расширить словарь неслышащих и путем организации речевой практики ввести новые понятия в активный фонд речи учащихся;
  • познакомить школьников с языковыми выразительными средствами, ввести их в речь неслышащих, сделав ее более выразительной и эмоциональной;
  • развить связную устную и письменную речь школьников.

В школьной практике встречается неправильное понимание термина «словарная работа», сужение его до понятия объяснения непонятных слов. Это приводит к бедности и ограниченности форм и методов работы. Словарная работа должна присутствовать на всех этапах работы с текстом и вводные занятия, и чтение, и анализ содержания, вплоть до завершающего урока.

Содержание словарной работы

Словарная работа – система работ по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих на уроках чтения, литературы, грамматики, русского языка. Можно выделить несколько разделов: объяснение нового словаря; закрепление словаря, включение его в речевую практику; лексические, лексико-стилистические упражнения.

Объяснение новых слов и словосочетаний

Объяснение лексики способствует лучшему пониманию текста и развитию речи неслышащих детей.

Объясняются слова, рисующие поэтические картины природы: утро года, вешние ручьи, потопленные луга (стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними ручьями…»).

Подлежат объяснению и специальные термины, например, сельскохозяйственные; яровые, озимые, жать, закрома, урожай; терминология матросов: парус, трос, палуба, иллюминатор, задраить, канат и т.д.

Нужно объяснить слова переносного значения, например: чистое поле, золотой характер, рощи вспыхнули. Непонимание этих образных выражений приводит к неточности воссозданного образа или картины, к непониманию отдельных частей произведения или всего текста.

Приемы объяснения слов

  1. Применение наглядности для объяснения значения слова. Учитель пользуется показом предмета или его изображением на картине. Например, при изучении сельскохозяйственных работ осенью можно применить картину, где идут осенние работы: уборка урожая, жатва пшеницы, посев озимых, вспашка зяби. Иногда вместо показа рисунка можно использовать меловой рисунок, быстро набросав контуры предмета, показать на нем ситуацию.
  2. Описание предмета словом, т.е. прием толкования.
  3. Драматизация действия или показ его по макету или конструктивной картине используется и для объяснения лексики читаемого текста.
  4. Логическое определение понятия. Объяснение слова с помощью видового или родового понятия.
  5. Обучение пониманию слова в контексте. Это позволяет не распылять внимание школьников на отдельные слова, а учить улавливать основную мысль отрывка, раздела, части.
  6. Использование выразительного чтения для понимания значения слова – прием интересный и творческий. Например, в предложении «Сколько свежих шишек у зеленых сосен, сколько алых ягод у лесной рябинки!» - выразительное чтение подскажет, что слово «сколько» употребляется в значении много.
  7. Разъяснение значения слова с помощью рассказа учителя о явлении, описанном в тексте. Например, рассказ «Белые журавлики»Ю.Яковлева. Лексику рассказа целесообразно объяснить в ходе рассказа педагога об атомной бомбе, которую изобрели американцы и решили ее испытать, убив невинных людей.
  8. В старших классах увеличивается доля сложного приема – морфологического анализа слова при усвоении его значения. Прием этот требует актуализации значений по грамматике и развивать мыслительную активность школьников. Например, разбирая слова ледоход, половодье, косогор, зимовка, с помощью выделения корня понимают значение новых слов.

Закрепление словаря

Усвоить новое слово – сделать его понятным. Закрепить слово – значит научиться свободно пользоваться им в устной и письменной речи. Чтобы закрепить слово, его надо чаще употребить в различных ситуациях с определенными промежутками во времени.

Форма закрепления слов различна.

  1. Ведение словарей. Например, тематический. В словари дети записывают новые слова и выражения, которые могут употребить при составлении предложений, устных ответов.

Надо дать понятие о многозначности слова. Например, слово бить. Слово бить может употребляться в разных значениях. Часы бьют (звенят), бить по мельницам (стрелять), бить малыша (обижать), бьет ключ (течет) или переносное значение – жизнь бьет ключом – активно живется.

Можно к новому слову подбирать синонимы, составлять предложения с ними. (Например, добрый – добродушный, благодушный, добросердечный, милостивый (устар.), кроткий, отзывчивый, хороший). Дети могут пользоваться словарем синонимов.

Так же можно подобрать к словам антонимы. Например, белый – черный, хорошо – плохо. Это могут быть антонимы – прилагательные, антонимы – существительные (день – ночь). Например, могут выбирать из текста словосочетания, противоположные по значению следующим: большая дорога - …, пологий берег - …, или подбор однокоренных слов к новому слову (урок грамматики).

На уроках чтения, развития речи дети знакомятся с пословицами и поговорками. Вывод, сделанный после чтения произведения, приводит детей к осмыслению пословиц. В некоторых случаях работа начинается с выяснения смысла пословиц. Например, когда говорим о весне, можно вспомнить пословицы: «Весна отмывает ключи и воды», «Весна красна цветами, а осень – плодами», «Март кончает зиму, весну начинает» и т.д.

Пересказ прочитанного текста дает наибольшую возможность для закрепления новых слов. Можно практиковать как устный, так и письменный пересказ.

Можно новые слова включать при составлении диалогов, рассказов, при письме сочинений.

В результате разнообразной работы новые слова и обороты речи входят в разговорную речь учащихся. Ведь слова заучиваются не только для того, чтобы пересказывать тот или иной рассказ, но и для расширения возможностей разговорной речи.

Глухие учащиеся путем чтения должны увеличивать свои возможности общения со слышащими детьми. У глухих детей нарушено речевое общение, поэтому связи слов, относящиеся к одной смысловой группе, возникают медленно, круг ограничен. Это, в свою очередь, затрудняет образование связей между группами слов, которые в случае необходимости могли бы заменить или пополнить друг друга. Например, определяя небо как пасмурное, надо припоминать слова ненастное, хмурое. Говоря, что птицы летят стаей, вспомнить, что они передвигаются еще вереницей, цепочкой, косяком.

Так, по теме «Летние каникулы» («Наблюдения за природой», «Зимняя природа») на уроках развития речи с учащимися определяли признаки лета. Летом бывает жаркое, знойное, сухое, дождливое. Солнце летом ярко светит, сильно греет, припекает, печет, палит. Летом гремит гром. Блестит, сверкает молния. Льет ливень. Бывает гроза, град, радуга. Дождь льет как из ведра. Бывает проливной дождь.

Эти выражения включала в диалоги, диктанты, учились употреблять их в изложениях и сочинениях.

По темам ученики ведут тематические словари. Записывали пословицы и поговорки. Словари помогают заменять слова и выражения при написании изложений, сочинений.

Виды словарных работ

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.).
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
    • по родам;
    • по числам;
    • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
    • с непроверяемой и проверяемой гласной;
    • одушевленные или неодушевленные предметы;
    • по тематике – «Город» и «Деревня»;
    • по частям речи;
    • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  14. Выписать из данных слов:
    • слова, состоящие из двух, трех слогов;
    • слова с Й;
    • слова с шипящими.
  15. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  16. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  17. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  18. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  19. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  20. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  21. Подбор однокоренных слов.
  22. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  23. Разбор слов по составу.
  24. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  25. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  26. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  27. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  28. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу - побеждать).
  29. Письмо по памяти.
  30. Самодиктант и взаимопроверка.
  31. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  32. Перфокарты, перфоконверты.
  33. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  34. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  35. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  36. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  37. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  38. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…….).
  39. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
Категория: Русский язык
25.09.2019 19:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!