Добрая школа - это хорошо, умная школа - это великолепно, но ребёнок должен быть подготовлен ещё и к жизни. Этому способствует развивающее обучение.
Система развивающего обучения отличается верой в каждого ребёнка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребёнка идёт неравномерно – то замедленно, то скачкообразно – в зависимости от его индивидуальных особенностей, высшей нервной системы, его опыта и т.д. Система принимает ребёнка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера. Цель системы – целостное развитие ребёнка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально – нравственной сферы
Дети, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, с удовольствием работают на уроках и выполняют домашние задания, характеризуются развитыми познавательными интересами и мотивами, стойким позитивным отношением к школе и к учебе, дружелюбны и опережают в умственном развитии своих сверстников, занимающихся по обычной программе.
Только в развивающем обучении вырабатываются навыки критического мышления (способность ставить новые вопросы, делать выводы, принимать независимые продуманные решения). Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения: с первого же класса следует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информации главное, осмыслить это и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Практика доказывает, что учащиеся, у которых выработана такая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, они не принимают ничего слепо, подходят к вопросу творчески
«Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция. С его точки зрения проблемное обучение – это тип развивающего обучения»
Основу проблемного обучения составляют проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач, и заданий.
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Организация проблемного учебного процесса- проблемы следует ставить тогда, когда ученик, класс, коллектив созрел для поиска их решения.
Проблемная ситуация -- проблема -- поиск способов ее решения -- решение проблемы.
Процесс решения проблемных задач должен непременно сопровождаться требованиям строгих доказательств решения.
«С ранних лет учащимся надо прививать поисковые навыки, такие как:
1. Соотнесение данных в условия между собой и с вопросом (требованием задачи) ;
2. Соотнесение каждого шага поиска с другими и с вопросам задачи;
3. Соотнесение найденного ответа с вопросом задач;
4. Доказывание необходимости и убедительности каждого суждения и операции;
5. Проверка полноты и достаточности доказательств;
6. Проверка полноты и достаточности решения.
Из моего опыта работы.
Система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
? продолжи неоконченный рассказ;
? составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
? опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
? определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
? назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Русский язык.
Приведу пример заданий, которые нацеливают ребенка на многоаспектный анализ текста, предложения, слова. Уже в период обучения грамоте дети наблюдают, как меняется смысл высказывания при изменении форм слова. Дети читают предложение: Шура говорила с мамой. Рядом следует вопрос: Он или она? Далее на этот же вопрос они отвечают при чтении следующих предложений: Шура говорил с мамой. (Первые два варианта доступны всем детям.) Шура говорит с мамой. (Коллизия. Что отвечать? Варианты бывают самые разные: он, она, он и она, он или она.) Александра говорит с мамой. (Появляется другой указатель на род деятеля, но он тоже доступен любому ребенку.) Саша говорит с мамой. (Опять коллизия.) Александр говорит с мамой. (Прозрачный для любого ребенка вариант).
За этим заданием - анализ речевой ситуации, расширение словаря, осмысление языковых средств, если различия не улавливаются на словесном уровне, то дети инсценируют каждую ситуацию. За этим заданием – предупреждение угадывающего чтения (различия в глаголах в одну букву), многократное “добровольно – принудительное” перечитывание и, конечно же, самостоятельно принятое решение в новой ситуации. Создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности.
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие) учащиеся пишут с 1 класса. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ и редактирование сочинений. Темы: Что я ценю в жизни? Что значит быть добрым? О чём рассказала капелька дождя. Осенний парашютист. Что такое мир? Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов. Составление инструкций, словарных статей.
Сформулированные учителем задания требуют от учащихся совершения многих мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному и т.д.
Математика.
Задания заставляют размышлять, позволяют пробовать ошибаться, находить рациональный способ решения, правильный ответ, делать открытия. Приведу типичный приём обучения, к которым весьма часто прибегаю на уроках.
Задание 1. (На вычисление).
Учащимся предлагаю самостоятельно решить примеры: 8-6, 7-6, 8-4, 8-5, 7-4,
6-5, 1+7, 2+4, 3+6, 4+5. (задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны). Проверка.
Задание 2. На какие группы можно разделить эти примеры? Ответы самые разные, и каждый ответ я принимаю: на суммы и разности (этот ответ “лежит на поверхности”, его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, т.е. в первую группу войдут: 8-6, 8-4, 8-5, - во вторую: 7-6, 7-4, а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).
Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8-4, 8-5, 8-6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8-6, 8-5, 8-4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.
Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8-6=2, 8-5=3, 8-4=4, 8-3=5, 8-2=6, 8-0=8. Но некоторые “достроят” его ещё одним примером: 8-7=1.
Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.
Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая- на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных, класс придёт к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.
Задания в учебнике математики проблемного характера. Чем похожи числа? Чем отличаются? Какую закономерность заметили? Увеличь каждое число на 5 десятков. Раздели на группы. Дополни группу подходящими числами. Запиши самое большое однозначное число и самое маленькое двузначное число. И т.д.
Также с детьми мы учимся классифицировать. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.
Литературное чтение.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами Ученик выступает на уроке не просто в роли пассивного читателя, но и как соавтор учебника. Учебник большое количество заданий адресует фантазии ребёнка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, придумать, нарисовать. Наша задача – взрастить душу ребёнка и разжечь огонёк доброты, милосердия и человечности в каждом из них.
Например:
Попробуй оживить любой предмет неживой природы, расскажи о нём как о живом существе. (Связанный с освоением приёма олицетворения). Ответы детей: небо плачет, солнце смеётся, ветки машут, листочки пляшут и т.д.
Выскажи своё мнение: что нужно, чтобы стихи сочинять? Ответы: рифма, умение наблюдать, замечать, чувствовать, пользоваться литературными приёмами.
Пофантазируй, о чём может думать: муха на потолке, рыбка в аквариуме, черепаха в коробке…
Выдвини версию: Откуда у кенгуру сумка? Почему тигр полосатый? Почему не летает птица- курица? Придумай свои вопросы такого типа.
Придумай, кто такие и как выглядят динозвери, котозавры, чехарепы. Придумай своё фантастическое животное, нарисуй его.
Придумай сравнения: красный, как…, синий, как…, белый, как.
Продолжи мысль: В каждом живом существе в тебе, во мне – живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…(врун, драчун, неряха, плакса, грубиян..).
Подели слова на две группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. Объясни своё решение.
Докажи, что рассказ Дж. Родари “Почему идёт дождь” - художественный. Доказывая, что это текст художественный, ученики находят в тексте “ненаучные разговоры”. Попробуй сделать этот текст научным. Повторное чтение текста с целью “изъятия ненаучных разговоров”, формирует навык чтения.
Давайте порассуждаем, без чего не может жить поэзия?
Такие задания формируют первичные исследовательские навыки, развитие творческих способностей, воспитывают внимательное отношение к слову, способствуют интеллектуальному развитию. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ – взгляд на себя (сегодня на уроке мне удалось…, на мой взгляд, поэзия это…, самым интересным для меня было…).
Основная задача литературного чтения по развивающей системе – формирование отношения к литературе как к искусству. На материале поэтических и прозаических текстов разных жанров, созданных мастерами отечественной и зарубежной культуры, создаются условия для формирования мира нравственных и эстетических ценностей юного читателя. Результат: Дети умеют работать с дополнительной литературой, ведут семейные читательские дневники, в которых наблюдается сотрудничество родителей с ребенком, имеют высокий темп чтения, скорость письма выше нормы.
Окружающий мир.
Содержание интегрированного курса “Мы и окружающий мир” составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории. Выделены такие программные темы, которые не близки социальному опыту детей младшего школьного возраста, не соблюдается принцип логичности и последовательности, сложный стиль подачи текстов. Такой учебник рассчитан только на сильного ученика. По программе выделено малое количество часов (1час в неделю в первом классе).
Начиная с первого класса, учащиеся учатся находить дополнительный материал в энциклопедиях, в журналах, делают сообщения.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Наблюдай раз в неделю в течение месяца перед первым уроком с классом, в какой точке находится солнце. Раз в неделю зарисовывайте луну.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Опыт. При каких условиях происходит горение. Какой вывод можно сделать из ваших наблюдений?
Часто в своей работе практикую парную и групповую работу.
Работа в парах является основой для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру (ассистенту), в парах в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше, чем в малых группах. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.
Освоение коллективной работы начинается с 1 класса: надо учить детей работать в постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашнее задание или задания, аналогичные им.
Использование на уроках групповой работы убеждают в том, что возрастает глубина понимания учебного материала, познавательна активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
1. Тема: «Эзопов язык». На уроках литературного чтения мы изучали басни и знакомились с авторами. А сегодня мы подведём итог изучения раздела в форме защиты проекта.
В ходе защиты проекта каждая из четырёх групп покажет результат своей тематической работы:
? 1 группа. Наша тема: “Басни и баснописцы”.
? 2 группа. Чтение наизусть басен.
? 3 группа. Организовать выставку книг и рисунков.
? 4 группа. Инсценирование басен.
2. - Перед вами две хорошо вам знакомые картины. Я прошу вас доказать: что общего в этих картинах, кроме названия?
а) Шишкин “Сосны, освещённые солнцем”.
б) Серов “Девушка, освещённая солнцем”.
3. - Сочините сказку о ларце с драгоценностями материнской души.
Формула Выгодского Л.С. звучит так: «Научишься сам, когда поучишь другого.»
Дети со средним и низким уровнем знаний, имеют хронические заболевания и, как правило, часто болеют. А так как каждый урок в развивающем обучении, несёт какое-то открытие, то такие дети начинают отставать от программного материала.
О развитии можно судить лишь при отслеживании продвижения каждого ученика. Не все дети достигают высокого уровня, но если в своём развитии
Ребёнок продвинулся с низкого уровня на средний, или со среднего на уровень выше среднего, то обучение было развивающим и у него благоприятный прогноз адаптации к основной школе. Если же показатели развития стоят на месте (был средний уровень и остался средним) или снижаются (был высокий, стал средний), то эти дети составляют группу риска по адаптации в пятом классе и требуют помощи и коррекции.