СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром отличника обратная сторона золотой медали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многим из нас случалось, встретив через много лет после окончания школы одноклассников, с удивлением обнаружить, что бывший троечник и веселун Петька Вихорь, стал успешным предпринимателем и бизнесменом, имеет загородный дом и «крутую» машину. А отличница и любимица учителей Олечка Круглова, которой пророчили блестящее будущее, работает учительницей младших классов, и еле сводит концы с концами. Кто-то, услышав это, в душе усмехнется и подумает: «Так и надо зазнайке, не давала списывать, вот и отозвались кошке мышкины слезки». А кто-то задастся вопросом: «Почему многие дети, которые подавали в юности большие надежды, не могут реализовать себя во взрослой жизни, а те, что слыли «сорви головами» часто становятся успешными и счастливыми». Причины кроются в нескольких плоскостях. Первая – особенности личности «отличников» и «троечников», вторая – несостоятельность системы образования.

Отличник – природное дарование или заложник чужих ожиданий

В общественном сознании сложилось два стереотипа «отличника»: те, которые имеют природные способности и учёба дается им легко, и такие, которые зубрят предмет и заглядывают в «рот учителю». Считается, что именно последних в школьном сообществе и недолюбливают, хотя, откровенно, не любят не первых, ни вторых. И это, по мнению психологов, у нас в стране обусловлено несколькими причинами:

1. Ментальностью нашей культуры, которая ревностно и недоверчиво относится к чужим достижениям;

2. Недоверием к системе образования в целом и отличникам как её воплощению;

3. Неприятие отличников теми, кто не желает подстраиваться под систему, и идти в разрез со своими интересами, воспринимая последних как бесхребетных, готовых прогибаться ради отметки.

Несмотря на все это, отличники заслуживают уважения и нашего внимания за свой труд и усердие, а, также, еще и потому, что часто оказываются заложниками чужих надежд. Зачастую, способные малыши вызывают восхищение родителей и педагогов, что способствует развитию юношеского максимализма у детей. Ребенок старается сделать любое задание на отлично, чтобы получить максимальную оценку взрослых, и со временем оказывается в плену чужих ожиданий. Все вокруг смотрят на него, как на лучшего, а значит, он не может допустить ошибки и не оправдать ожидания. Всё это пагубно отражается на личности ребенка, а в будущем взрослого человека, который становится излишне осмотрительным, боится рисковать и допускать ошибки, воспринимая их не как опыт для развития, а как оценку своей личности. Получив двойку за урок, он не пытается восполнить пробелы в знаниях, а переживает глубокую депрессию, так как, по его мнению, оценку поставили ему как человеку, а не за то, что он чего-то не знает. Во взрослой жизни из них получаются хорошие помощники, но руководителями становятся единицы, так как большинство, не могут самостоятельно принять решения в условиях недостаточности или переизбытка информации, потому как решить задачу не правильно не в их силах.

Также, чаще всего отличники лишены креативного, творческого мышления потому как школьная система не приемлет творческого подхода к решению задач, и страдают дефицитом навыков коммуникации. Таким образом, отличника можно сравнить с паровозиком, который бежит в определенном направлении и не в силах свернуть с пути, так как не проложены рельсы.

Троечник – личность, не желающая прогибаться или неудачник, умеющий принимать поражение.

Как не парадоксально, но к троечникам общество относится более лояльно. И опять-таки, это определяется ментальностью нашей культуры, жалеть слабых и убогих. Учителя стараются уделить им больше внимания, так как отличники найдут решение самостоятельно, а троечникам нужна помощь. Однако среда троечников, также, не однородна. Среди них есть те, которые просто не хотят учиться в силу того, что не имеют способностей к обучению. А есть и такие, которые не хотят прогибаться под существующую систему образования, а поэтому, столкнувшись с ней раз и почувствовав давление, принимают решение отступить, чтобы не сломаться. Особенностью личности троечников становится гибкость и умение приспосабливаться к меняющимся условиям. За свою школьную жизнь, такие ученики привыкли совершать ошибки, и во взрослой жизни не бояться рисковать. Им легче работать в условиях неопределенности, и неудачи их не останавливают. Коммуникативные функции троечников развиты лучше, так как в большинстве случаев, хорошую оценку в школе им приходилось добывать не своей головой, а, пытаясь, понравится учителю. Отсюда и расположение к ним общества, они легки в общении и коммуникации. Именно эти ребята во взрослой жизни добиваются успеха и могут творчески реализовать свои планы. Психологи говорят о том, что творческие способности гениальных людей превышают интеллектуальные, поэтому именно троечники могут в будущем стать лауреатами Нобелевской премии.

Гениальные двоечники в истории человечества

История имеет свои примеры гениальных двоечников. Так, Исаак Ньютон в школе был отстающим учеником и сложнее всего ему давались математика и физика. И только, когда его побил один из мальчишек в классе, он решил победить его, превзойдя в учёбе. А Томас Эдисон с первых дней прослыл в школе двоечником, потому как не хотел заучивать наизусть огромные отрывки. Спустя несколько месяцев школьных мытарств, родители забрали его на домашнее обучение, а учитель, охарактеризовал его дебилом. В конечном счёте, Эдисон вырос одним из самых гениальных изобретателей и стал миллионером, основав компанию «General Electric». Альберт Эйнштейн, Нобелевский лауреат и автор теории относительности, в школе был одним из самых слабых учеников и родители мечтали, только о том, чтобы он смог окончить школу и найти какую-нибудь работу. Николай Васильевич Гоголь за свои сочинения в школе почти всегда получал двойки, а Д. И. Менделеев провалил экзамен по химии, при поступлении в Медико-хирургическую академию. И этот список можно продолжать до бесконечности. Однако эти примеры не значат, что все троечники – будущие гении и состоявшиеся личности. Они приведены лишь для того, чтобы родители имели возможность иначе взглянуть на своих детей и разобраться в причине их неуспеваемости, так как, зачастую, по их мнению, за плохими отметками, скрывается лень ребенка и не желание учиться.

Спасение отличника, дело рук самого отличника

Таким образом, умницы и работяги отличники обречены всю жизнь быть на вторых ролях или работать на смелых и творческих троечников? Думаю, что нет. И как гласит народная мудрость: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Первое, что должен признать отличник - это зависимость от ожиданий окружающих, боязнь отступить от правил и совершить ошибку. И это не так сложно сделать, имея на плечах умную и светлую голову. Однако несколько советов не помешают:

1. Взглянуть на себя со стороны. В этом может помочь – дневник, который можно завести и перечитывать записи, как будто это писал другой человек, отстраняясь и пытаясь понять, какой Ты на самом деле и каким хочешь быть. Своего рода рефлексия. Более упрощенный её вариант – просмотр старых фотоальбомов и сопоставление того, каким был и каким есть сейчас. Чего хотел добиться и к чему пришёл в жизни.

2. Психоанализ, консультация грамотного психолога. Поговорить с кем-то о себе и получить квалифицированную помощь специалиста.

3. Задать себе главные вопросы: «Что в моей жизни не так?», «Почему я не могу добиться того, о чем мечтал?», «Чего я хочу от жизни?».

И самое главное, не уйти с головой в размышления и остаться на том же уровне, а попытаться сделать то, о чем раньше не мог и подумать. Учиться не бояться совершать ошибки, становится независимым от мнения окружающих. И самое главное - извлечь урок, которому не учат в школе: ошибки – это не признание некомпетентности, а бесценный опыт, который помогает развиваться и идти дальше. Помните слова Томаса Эдисона, когда его обвинили, что он ошибся 9.999 раз, прежде чем изобрел лампочку, на что он ответил: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают»

Категория: Прочее
09.08.2017 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!