СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шпаргалка для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шпаргалка для 9 классов. Все выучить.

Задание 2.

Смысловой анализ текста.

Алгоритм выполнения задания.

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
  2. Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.
  3. Определите, какой их предлагаемых ответов соответствует вопросу (аналитическое прочтение предлагаемого текста поможет найти правильный ответ; в случае неудачного выбора ответа вы сразу же почувствуете логическое несоответствие).

Задание 3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические — Фигуры речи.

ТРОПЫ

(Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для бо­лее точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример употребления этого тропа в художественном тексте

ЭПИТЕТ

Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выражается именем прилагательным.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она

(А.С. Пушкин).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Одушевление неживых предме­тов, уподобление их человеку; на­деление неодушевлённых предме­тов действиями, свойственными человеку.

Буря мглою небо кроет, вихри! снежные крутя: то как зверь, она! завоет, то заплачет, как дитя

(А.С. Пушкин).

Спит земля в сиянье голубом

(М.Ю. Лермонтов).

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.

Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК. ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО.

Лед неокрепший на речке студё­ной, словно как тающий сахар лежит.

(Н. А. Некрасов).

МЕТАФОРА

Перенос свойств с одного предме­та на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов поэтому метафору называю скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО.

Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката

(И. А. Бунин).

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло;

(Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)

ФИГУРЫ РЕЧИ

(фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)

Примечание:

В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (=индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное чело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопос1ены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диа­лект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в перенос­ам смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Значение любого фразеологизма не вытекает из значения слов, из которых он состоит. Например, фразеологизм строить воздушные замки. Общий смысл этого оборота «придумывать нереальные, невыполнимые планы» не вытекает из значения слов, входящих в состав: строить - «создавать какое-либо сооружение», воздушные - «то, что состоит воздуха», замок - «жилище феодала».

Фразеологизмы не создаются в речи каждый раз заново, а используются как уже готовые, закреплённые в памяти речевые единицы. Мы не придумываем фразеологизмы сами, а извлекаем из памяти уже в готовом виде. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию. Есть фразеологизм зарубить себе на носу, который означает «основательно запомнить». И только в таком виде он существует. Употребление этого фразеологизма как зарубить себе на лбу является ошибочным.

Алгоритм выполнения задания

  1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в котором используется определённое средство языковой выразительности, для этого необходимо:
  • вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин; внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов; определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
  • выбрать правильный ответ.
  1. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности не­звано в указанном предложении и передаёт психологическое состояние героя, то для необходимо:
  • внимательно прочитать список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;
  • вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов; прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нём;
  • в случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении («Это точно не эпитет, не олицетворение.»).

Категория: Русский язык
28.06.2022 15:53


© 2022 342

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!