СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Своеобразие и индивидуальное лицо
культуры создается не путем
самоограничения и сохранения
замкнутости, а путем постоянного и
требовательного познания всех
богатств, накопленных другими
народами и культурами прошлого.
В этом жизненно важном для любой
культуры процессе особое значение
имеет познание и осмысление
собственной старины, истоков
собственной национальной культуры.
Д. С. Лихачёв
Старинная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
В нашей школе много внимания уделяется воспитанию интереса к изучению истории, прикладного творчества, фольклора как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Изучение накопленного народом воспитательного опыта отражено в фольклоре, обычаях и обрядах, детских играх, игрушках.
Мы пытаемся заглянуть в будущее, но вместе с тем должны ясно представлять себе и прошлое – историю становления искусства рукоделия и кулинарии. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет чёткого разграничения между современностью и историей. Новое возникает на основе опыта и знания истории и традиций.
Начиная с 5 класса, мы знакомимся с традициями русского народа, в результате формируются представления о мире, о себе, о добре и зле, развивается чувство восприятия самого себя в обществе.
Традиции русской кухни
В русской кухне для приготовления блюд использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни, сколько способы их обработки, технологии приготовления пищи
В 5 классе при изучении темы « Горячие напитки» мы приходим на урок с пословицами, поговорками и загадками о чае. Знакомимся со сказкой о чае.
Много полезного о чае, самоваре, о русском гостеприимстве ребята узнали во время проведения внеклассного мероприятия « Мы за чаем не скучаем».
Типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные кисели и т. д.
В 6 классе при изучении темы « Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» знакомимся с традициями и обрядами русской кухни, связанными с крупами.
Девочки готовили выступления:
« Роль каши в русских обрядах»
« Иванова каша» (народная сказка)
Познакомились со сказкой о Крупеничке.
В презентации « Каша гречневая» в слайде « Историческая справка» ребята узнают, какие традиции русского народа связаны с кашей.
На занятиях по технологии создаётся реальная вещь, а не компьютерный образ или математическая модель, используются свои знания и умения. При этом обретается уверенность в себе, своих возможностях, ощущаешь себя равноправным членом общества.
Для закрепления и углубления знаний, полученных на уроке выполняем различные проекты
Опыт нашей работы показывает, что знакомство с народными обычаями и традициями вызывает у школьников живой интерес.
Увлекательно проходят уроки, связанные с приготовлением обрядовой пищи, которая у наших предков носила символический характер.
7 апреля (25 марта по старому стилю) отмечается в России праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день был обычай выпускать на волю птичек из клеток в знак того, что всё живое радуется освобождению духа. В честь птиц на Руси пекли особым образом сплетённые завитушки как бы с птичьей головкой, что называлось печь « жаворонки».
Декоративно – прикладное творчество
Все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания, плетения, ткачества, вязания. Жёны и дочери должны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода изделиями.
Вязание – распространённый вид декоративно – прикладного творчества.
Знакомимся с историей кружевоплетения.
Учимся вязать крючком и на спицах.
Ещё один вид декоративно – прикладного творчества, с традициями которого мы знакомимся на занятиях кружка – бисероплетение.
Каждая женщина с детства умела вышивать, т. к. русский костюм всегда украшался вышивкой. Орнамент связывал человека с высшими силами мироздания. Одежду украшали вышивкой – оберегом.
На занятиях кружка знакомимся с историей вышивки.
Особенно девочкам нравится вышивать крестиком.
Каждый год в районе проводится рождественская выставка декоративно – прикладного творчества, где выставляются и экспонаты нашей школы.
Успешность нашей работы во многом зависит от родителей, т. к. только они обеспечивают своих детей необходимыми материалами.
Родителям очень нравится, что мы знакомимся с традициями нашего народа и различными видами декоративно – прикладного творчества, т. к. до недавнего времени этой теме в образовании не уделялось должного внимания.
А 8 класс работает по программе «Народная культура Тверского края», где ребята знакомятся с Тверскими народными обычаями и промыслами.
Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречён на гибель.
© 2015, Никитина Людмила Леонидовна 1702