СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтизм в русской музыке (первой трети XIX века)

Нажмите, чтобы узнать подробности

XIX век – век классического расцвета русской музыки. В этом столетии русская композиторская школа рождает величайших композиторов мирового значения, первым среди которых был Михаил Иванович Глинка. Его традиции продолжили и развили Александр Даргомыжский, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский. В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.

Романти́зм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

На формирование и развитие романтизма в искусстве России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.

Творчество великого русского композитора М. И. Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.

В произведениях композитора ощущается тесная связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы.

Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии наблюдается принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Один из самых популярных жанров романтизма в музыке – вокальная миниатюра, песня, романс. В русской музыке первой трети 19 века сложилась московская школа авторов русского романса. Ее представители: Александр Алябьев, Александр Варламов, Александр Гурилев. Романс – это лирическая вокальная миниатюра с инструментальным сопровождением (фортепиано или гитара), созданное на самостоятельный поэтический текст.

Романтические черты наиболее ярко проявились в русском оперном театре начала 19 века. Это связано прежде всего с тяготением к сказочным сюжетам.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Источники:

https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=212

https://studfile.net/preview/5638526/

Маэстро: Романтизм в музыке:

https://youtu.be/BMgjVkvlxFY

11.02.2021 17:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!