СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
XIX век – век классического расцвета русской музыки. В этом столетии русская композиторская школа рождает величайших композиторов мирового значения, первым среди которых был Михаил Иванович Глинка. Его традиции продолжили и развили Александр Даргомыжский, Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский. В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.
Романти́зм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
На формирование и развитие романтизма в искусстве России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.
Творчество великого русского композитора М. И. Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.
В произведениях композитора ощущается тесная связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").
Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").
Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы.
Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии наблюдается принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.
Один из самых популярных жанров романтизма в музыке – вокальная миниатюра, песня, романс. В русской музыке первой трети 19 века сложилась московская школа авторов русского романса. Ее представители: Александр Алябьев, Александр Варламов, Александр Гурилев. Романс – это лирическая вокальная миниатюра с инструментальным сопровождением (фортепиано или гитара), созданное на самостоятельный поэтический текст.
Романтические черты наиболее ярко проявились в русском оперном театре начала 19 века. Это связано прежде всего с тяготением к сказочным сюжетам.
Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.
Источники:
Маэстро: Романтизм в музыке:
© 2021, Грабовая Татьяна Александровна 3025