СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 3 классе «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий к родительскому собранию в 3 классе «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста».

С презентацией к родительскому собранию можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Родительское собрание в 3 классе

«Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка

младшего школьного возраста»

Цель собрания:

- вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей,

- показать важность воспитания в детях доброты,

- поделиться опытом семейного воспитания.

Задачи:

обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;

– провести практическую работу по решению проблемных ситуаций;

– формировать культуру общения родителей и детей.

Форма проведения: тематическое собрание – практикум.

Подготовительная работа:

  1. Приготовить цитаты о нравственном воспитании.
  2. Разработать проблемные ситуации для обсуждения.
  3. Разработать памятку для родителей.
  4. Дети рисуют рисунки на тему «Моя семья».

ХОД СОБРАНИЯ:

Педагог:

Мой друг! Вступая в этот мир, такой огромный и мятежный,

Ты должен очень стойким быть и в то же время – добрым, нежным.

Ты дружбу научись ценить. Будь сам надёжным, верным другом,

Способным слабых защитить. Добро к тебе вернётся кругом.

Умей сдержать себя, когда кричать так хочется от гнева.

И мимо бедных не пройди, сумей им дать кусочек хлеба.

Стремись познать как можно больше и знанья в пользу обернуть,

Чтоб на закате своей жизни было бы на что взглянуть

- Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Тема нашего собрания «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста». Хочу еще раз произнести высказывания А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы.

- Сначала разберемся, что же означает понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность».

Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения обучающихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом.

- К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живёт в обстановке злобы, подавления свободы.

Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

  • Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
  • Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных местах.
  • Культура речи ребёнка.
  • Будем помнить о том, что красной нитью нашего разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

- Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Законы семьи:

  1. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
  2. Закон значимости похвалы для ребёнка.
  3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Работа в группах:

Ситуация № 1.

«Ребята отдыхали на перемене. Андрей бегал за Мишей и задирался к нему. Миша сначала уходил от Андрея, на потом не вытерпел, и набросился на него с кулаками. Андрей, конечно же, тут же по телефону пожаловался на Мишу маме. Мама Андрея, придя со школы за ребёнком, отругала Мишу. Учительница же объяснила: из Миши получится человек, который сумеет постоять за себя. Не упрекайте его».

ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

Ситуация № 2. Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми вещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся.

— Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?! — возмутилась мать.

Отец пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.

Вопросы:

1. Какие ошибки допустили родители в данной ситуации?

2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация № 3. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.

Вопросы:

1. Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации?

2. Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?

Ситуация № 4. Мать поручила третьекласснику Сереже вычистить ковер. Когда мальчик закончил работу, мать заметила оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Сережа ушел из дому и вернулся только поздним вечером.

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мать, взявшись переделывать работу сына?

2. Как должна была поступить мать мальчика в этом случае?

Ситуация № 5.

Как можно избежать конфликта?

Миша (7-8 лет) только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

М а т ь. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

М и ш а (сердито). Спасибо!

М а т ь. Вот и хорошо.

Ситуация обсуждается и делается вывод.

Как правильно делать замечания ребёнку? Замечания – приказы развивают в ребёнке боязливость. Он станет выполнять всё из страха перед вашим гневом. А можно сделать это замечание в виде просьбы близкого человека. Дети, как и взрослые болезненно относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему вы просите ребёнка что-то сделать.

Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

Педагог - психолог

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Примеров семейных ценностей можно привести много, но мы остановимся только на основных.

Любовь

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста.

Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости. «Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего». Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Педагог:

- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1)ребенка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть):

2)ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины);

4)ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);

5)ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);

7)ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);

8)ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).

ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

Рисунки на доске. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

Памятка для родителей.

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.
  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности для вашего ребенка.
  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии вашего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
  • Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
  • Подведение итогов родительского собрания.
  • Давайте подведём итоги нашего собрания.
  • – Что нового вы узнали сегодня на собрании?
  • – В правильности, каких методов, применяемых вами, убедились?
  • – Над чем вы задумались?
  • – Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?
  • Как видите, много проблем стоит перед современной семьей, из года в год мы убеждаемся в том, что нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и школа, и общество в целом. Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом обучающемся настоящего человека.

Помните слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Успехов вам в воспитании детей.

Решение родительского собрания

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.
  2. В воспитательном плане работы включить необходимые для коррекции нравственных качеств темы.

1.Автух Л.В. Школа и родители: сценарии совместных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос – Пресс, 2001.

3.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 – М.: ВАКО, 2007.

4.Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.

5.Яценко И.Ф. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2009.

6. Интернет – ресурсы.

07.11.2023 22:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!