СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели
Обобщенный тематический план и ожидаемые результаты
Тема |
Часы |
Ожидаемые знания |
Навыки |
Знакомство с компьютером |
8 |
Назначение компьютера и его основных устройств. Интерфейс операционной системы. Информационные структуры. Алгоритмы работы компьютера. |
Управление работой компьютера: запуск программ, отслеживание состояния задач, переходы между окнами с помощью мыши |
Работа с информацией |
14 |
Информационные процессы: хранение, обработка, передача. Алгоритмы обработки информации, кодирование информации. Единицы измерения информационного объема. Информационная схема компьютера. Понятие объекта. |
Измерение объема информации. Кодирование и раскодирование, шифрование сообщений с известным кодом (шифром). Работа с клавиатурой: набор и редактирование текста. |
Знакомство с программным обеспечением |
8 |
Файловая система. Проводник. Назначение и основные возможности программного обеспечения: графический редактор, текстовый редактор. Составление презентаций. |
Уметь найти, скопировать, открыть, отредактировать, создать и сохранить документ. Создать рисунок в графическом редакторе с использованием примитивов. Установить или изменить его размеры. Набрать текст в графическом редакторе, отформатировать абзацы, вставить рисунок, разместить его в тексте. Создать презентацию из 5-7 слайдов с текстом и рисунками, сделать доклад с поддержкой презентации. |
Простейшие механизмы |
10 |
Названия и способы крепления базовых деталей. Виды механической передачи, изменяемые характеристики: тяговая сила, угловая скорость. Формула расчета передаточного отношения одноступенчатой и многоступенчатой передачи. |
Построить устойчивую конструкцию. Построить понижающую или повышающую передачу с заданным передаточным отношением. По имеющейся передаче рассчитать передаточное отношение. |
Моторные механизмы |
8 |
Необходимые условия для работы электродвигателя и движения моторной тележки: передача, центр тяжести, сцепление с поверхностью. Преобразование вращательного движения в поступательное. |
Построить моторную тележку, способную преодолеть препятствие. Изменить передачу между двигателем и колесами. Выступить на состязаниях силовых роботов. Построить шагающего робота. Построить маятник Капицы и обеспечить его стабилизацию в верхней точке. |
Управление мобильным роботом |
20 |
Алгоритм. Управление без обратной связи. Управление с обратной связью. Основы Robolab: управление моторами, сбор данных с датчиков, ветвления, циклы, контейнеры, параллельные задачи. Элементы теории автоматического управления. Решение простейших задач слежения. |
Уметь собрать робота по инструкции или без нее и составить программу в среде Robolab, которая обеспечит решение поставленной задачи: движение по линии, выталкивание предметов из круга, путешествие по комнате, выход из лабиринта, движение вдоль стены, объезд предметов и др. |
Итого: |
68 |
?Календарно-тематическое планирование для 5 класса (68 часов)
№ |
Месяц |
Тема |
Часы |
1 |
сентябрь |
Вводный урок. ТБ |
1 |
2 |
сентябрь |
Знакомство с конструктором. Фантастическое животное. |
1 |
3 |
сентябрь |
Регистрация в комп. сети |
1 |
4 |
сентябрь |
Механический манипулятор |
1 |
5 |
сентябрь |
Устройство компьютера |
1 |
6 |
сентябрь |
Механизмы и автоматы |
1 |
7 |
сентябрь |
Механическая передача |
1 |
8 |
сентябрь |
Рабочий стол |
1 |
9 |
октябрь |
Ременная передача |
1 |
10 |
октябрь |
Курсор |
1 |
11 |
октябрь |
Вход в школьную сеть |
1 |
12 |
октябрь |
Пиктограмма |
1 |
13 |
октябрь |
Мультипликатор. Повышающая передача |
1 |
14 |
октябрь |
Программа и ее окно |
1 |
15 |
октябрь |
Механизмы с электродвигателем |
1 |
16 |
октябрь |
Зачет по механической передаче |
1 |
17 |
ноябрь |
Знакомство с NXT. |
1 |
18 |
ноябрь |
Датчики. |
1 |
19 |
ноябрь |
Одномоторная тележка |
1 |
20 |
ноябрь |
Полный привод и передача |
1 |
12 |
ноябрь |
Двухмоторная тележка |
1 |
13 |
ноябрь |
NXT Program |
1 |
14 |
декабрь |
Введение в Robolab |
1 |
15 |
декабрь |
Движение по квадрату |
1 |
16 |
декабрь |
Движение в круге |
1 |
17 |
декабрь |
Кегельринг |
1 |
18 |
декабрь |
Регуляторы |
1 |
19 |
декабрь |
Управление двигателем |
1 |
20 |
декабрь |
Следование по линии с релейным регулятором |
1 |
21 |
декабрь |
Следование по линии с пропорциональным регулятором |
1 |
22 |
январь |
Контрольная работа по теме "Знакомство с компьютером" |
1 |
23 |
январь |
Поиск предметов, кегельринг |
1 |
24 |
январь |
Лабиринт |
1 |
25 |
январь |
Получение информации |
1 |
26 |
январь |
Подпрограммы |
1 |
27 |
январь |
Информационные процессы |
1 |
28 |
февраль |
Лабиринт с одним датчиком |
1 |
29 |
февраль |
Два датчика. Правило правой руки. |
1 |
30 |
февраль |
Поиск информации |
1 |
31 |
февраль |
Определение пересечений |
1 |
32 |
февраль |
Передача информации. Двоичный код |
1 |
33 |
февраль |
Подсчет перекрестков |
1 |
34 |
февраль |
Искажения при передаче |
1 |
35 |
февраль |
Действия на перекрестках |
1 |
36 |
март |
Обработка информации |
1 |
37 |
март |
Пропорциональный регулятор для движения по линии с двумя датчиками |
1 |
38 |
март |
Алгоритмы обработки информации |
1 |
39 |
март |
Простейшая калибровка датчиков |
1 |
40 |
март |
Bluetooth соединение |
1 |
41 |
март |
Кодирование информации |
1 |
42 |
март |
Подготовка к состязаниям |
1 |
43 |
апрель |
Системы счисления |
1 |
44 |
апрель |
Калибровка. Повторение |
1 |
45 |
апрель |
Шифрование информации |
1 |
46 |
апрель |
Устройство компьютера |
1 |
47 |
апрель |
Управление манипулятором с передачей |
1 |
48 |
апрель |
Объекты. Подготовка к зачету |
1 |
49 |
апрель |
Подготовка к зачету |
2 |
50 |
май |
Зачет по робототехнике |
2 |
51 |
май |
Зачет по информатике |
2 |
52 |
май |
Пересдача зачета |
1 |
53 |
май |
Футбол роботов |
2 |
54 |
май |
Резерв |
2 |
Итого |
68 |
Список литературы
1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2013.
2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
3. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
4. LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio, Inc., 2007, http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
5. CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.
6. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
7. http://www.legoengineering.com/
© 2015, Маркеев Максим Александрович 1298