СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕФЛЕКСИЯ – КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ УРОКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 Современные педагоги  согласятся со мной в том, что обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексию нельзя  не проводить, так как она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит,  позволяет развиваться как в познавательной, так и в личностной сфере.  В методической литературе почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Но я считаю, что любая реакция учеников на любом этапе урока - это и есть рефлексия. Т.е. рефлексию целесообразно проводить после каждого этапа урока.

 Рефлексия помогает ученикам  обобщить получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она также позволяет школьнику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые "высвечиваются" из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку учение проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности.

 Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими . Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои  способы и методы с  другими.

 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения, рефлексия деятельности , рефлексия содержания учебного материала. Рефлексию настроения предлагаю проводить в основном в конце урока, а  рефлексию деятельности и  рефлексию  содержания учебного материала еще и после каждого этапа урока.               По способу выражения результата рефлексии выделяют такие методы ее организации: количественные – ориентированы на выражение мнений и оценок с помощью количественных значений в виде баллов, процентов, градусов и т.п. (Диаграммы, Версты, Мишень, Градусники); качественные — выражение результатов анализа в развернутой словесной форме (Заверши фразу, Мини сочинение, Рефлексивный круг, Чемодан-корзина-мясорубка, Синквейн).

  Вот некоторые возможные приемы организации рефлексии на уроке. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения:  "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…";  "После урока мне захоте-лось…"; "Я мечтаю о …";  "Сегодня мне удалось…";  "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.д.

 Как вариант обучающимся  предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся поработать по принципу «Микрофон» и аргументировать свой ответ.1. Я работал… 2. Своей работой я… 3. Урок для меня показался… 4. За урок я… 5. Мое настроение…6. Материал  мне был... 7. Домашнее задание мне кажется…         (активно / пассивно,  доволен / не доволен,  коротким / длинным, не устал / устал, стало лучше / стало хуже, понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным, интересным / неинтересным.

 Рефлексия "Благодарю…" В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

 Рефлексия "Плюс – минус – интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 Считаю, что рефлексия способствует повышению самооценки, так как идет формирование навыка аргументации. Благодаря рефлексии обучающийся осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, может осмыслить свои потребности в системе принятых ценностей, преобразует «чужое» в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков.

Литература:

  1. Беляева, О.А. Методы организации рефлексии учебной деятельности / О.А.Беляева // Роль и место образовательной среды в непрерывном развитии и саморазвитии личности обучающихся : материалы VIII Междунар. науч.-практ.. конф., Гродно, 17-18 марта 2011 г. / Гродн. гос. ун-т ; под науч. ред. В.П. Тарантея. Секция 2. - Гродно: ГрГУ, 2011. - С.15-19.
  2.  Медникова , Л.А. Рефлексивная деятельность младшего школьника/ Л.А. Медникова //  Наука и школьная практика.- 2008.-  №1.-С.5-9.             
  3. Орлов А.А. Педагогика как учебный предмет в педагогическом вузе / А.А. Орлов  // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., 26-28 сент. 2000г. / Тул. гос. пед. ин-т. ? [Электрон. ресурс]. ? Тула, 2000-2001. ? С.9-10. ? Режим доступа: http://www.oim.ru/-     Дата доступа:10.05.2014
Категория: Всем учителям
01.01.2015 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!