СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи второклассников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова средствами игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Е. В. Кузнецова

Учитель начальных классов

Развитие речи второклассников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

средствами игровых технологий

         «Мы почти не учим говорить»,- высказал своё мнение о состоянии обучения лингвист и методист В.И.Чернышёв. Эти слова, к сожалению, можно отнести к нашему времени. Учитель должен заботиться о том, чтобы выпускники начальной школы хорошо владели устной и письменной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жёстких рамках учебной программы? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

         Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Такое определение игре даёт великий педагог В.А.Сухомлинский. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времён. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В игровой технологии выделяются следующие компоненты: а) мотивационный компонент – он связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры; б) ориентационно-целевой компонент – он связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся; в) содержательно-операционный компонент предполагает что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности, ориентировочная основа действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются в работе; г) ценностно – волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания; д) оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Все эти компоненты игры определяют её  технологическую структуру.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, наиболее действенным средством, способным  вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определённые требования к подбору игр.

1. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому  материалу и строиться с учётом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определённом дидактическом материале и методике его применения.

Игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра на уроках русского языка  обогащает ребёнка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное стимулирует речь и формирует орфографическую зоркость младшего школьника, что, на наш взгляд, очень важно!

Во время наблюдения на практике пробных уроков за деятельностью учителя и учащихся мы заметили, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. При подготовке к преддипломной практике и написанию выпускной квалификационной работы мы задумались, как пробудить интерес к занятиям, как повысить уровень сформированности устной и письменной речи учащихся.  В результате анализа литературы, своих пробных  уроков мы пришли к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые  применялись на уроках русского языка.

1. Мини-сочинение по опорным словам, которые придумаем сами, кроме одного – морозец: (можно использовать мяч, бросаем ученику мяч, а ученик в ответ – слово):

   з и  м а

о коченеть

     де  р евья

 снеж о ок

з вонко

     сн е гирь

ц епенеть                                           

2. Часто при повторении правил мы использовали  «Аукцион» по продаже имени существительного, прилагательного, глагола. Эти части речи дети защищают в необычной форме – придумывают сказки, например: «Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным» и т.д.

3. На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности пробовали  писать стихи – играли в буриме:

Падает, падает белый снежок.

И покрывает зеленый лужок.

Ребята слепили снежный комок,

Весело встали в широкий кружок.

Стали ребята играть в снежок,

С ними играет собака Дружок.

Весело всем, все рады зиме,

Эти зимние дни не забудутся мне.

4. Игра « Почтальон»:

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

 

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

5. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1.      Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2.      Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

3.      Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

     Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.                                         Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

     В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия, лтнгвистические кроссворды, лото, подвижные игры, например, с мячом, и т.д.). Главное, это то, что управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения весь класс. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности её этапов.

 

         

07.02.2015 16:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!