СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности дошкольника.

Ваш ребенок, еще не школьник, он сядет за парту через несколько месяцев. Что остается главным для родителей, готовящих сынишку или дочку к школе? Воспитывать потребность трудиться, ведь ученье - это труд. А трудовое воспитание начинается в семье. И чем раньше вы, родители, к этому процессу приступите, тем лучше, и прежде всего для вашего малыша.

Детскую активность родители часто подавляют, ограничивают, а ее нужно поддерживать, развивать, направлять в нужное русло, постепенно прививая малышу навыки самообслуживания и доступного ему труда. «Ничего, вырастет, - научится!» «Жизнь заставит!» - часто приходится слышать от родителей. Конечно.,. научится. Полезные навыки человек может приобрести и в 50 лет. Но, согласитесь, все же лучше это сделать как можно раньше, всему свой час. Если родители научили ребенка не механически воспроизводить какие-то действия, а работать сознательно, труд побуждает его проявить инициативу, смекалку, изобретательность - все то, что относится к категории творческих возможностей личности. Известно, что талантливые люди во все времена отличались большим трудолюбием.

Запомните! Ребенок не рождается ни ленивым,. Ни трудолюбивым- таким или иным его делает родительское воспитание. И от нас, взрослых, зависит, станет для него труд бременем или радостью. Это первое.

К шести голам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой- либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказать правильное суждение, делать умозаключение.

Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.

Второе- это труд вместе со взрослыми. Ребенку всегда интересно и радостно делать что-то вместе с мамой, папой., бабушкой, дедушкой.Варианты такой работы бесконечны. Она хороша еще и потому, что формирует элементы коллективизма, готовность к взаимопониманию, желание достичь общего, а не только своего результата.

До школы ребенок запоминает то, что ему нравится, а в школе ему нужно запоминать все. Это утомительно, непривычно первокласснику. Внимание развивают игра, задание, поручение, обязанность. Случается, что даже способные дети ведут себя плохо на уроках. Причина: они не приучены до трех лет управлять своим поведением. К примеру, вы дали ребенку какое-то задание :допустим, наклеить на бумагу цветную аппликацию, вылепить из пластилина посуду, починить любимую игрушку. Он задумывается, как это сделать, задает вопросы. При этом активно работает мысль, развивается воображение, память, внимание. Ребенок преодолевает трудности, осознает их. Именно так укрепляются волевые черты характера, воспитывается дисциплинированность, зарождается и чувство ответственности.

Как же привить любовь к труду?

Для того чтобы ребенок полюбил труд работал с удовольствием, есть два верных средства. Первое- игра. Посоветуйте малышу убрать игрушки: мишку положить спать, машину поставить в гараж, а собачку посадить его сторожить. Вы увидите что ребенок увлечен игрой-уборкой. И если вы будете не приказывать убрать игрушки на место, а изо дня в день обыгрывать трудовые процессы, игра постепенно сойдет на нет, а положительные эмоции останутся.

При подготовке к школе нужно уделить серьезное внимание ознакомлению ребенка с окружающей общественной жизнью и природой. Это второе. Чтение книг, радио, телевидение не заменят непосредственных впечатлений. Прогулки с детьми в парк, в лес, на речку и разговор об увиденном, ведение хотя бы устного «календаря наблюдений» за природой должно войти в жизнь семьи еще до поступления ребенка в школу. Общение с природой дает ребенку ценные знания, воспитывает любовь к родному краю. Перешагнув порог школы, ребенок входит в новый мир- мир учения. Учение становится основной деятельностью растущего, развивающего человека, основным стержнем его жизни. Учебная деятельность предъявляет к школьнику большие требования. И задача взрослых- научить ребенка выполнять эти требования. Чтобы справиться с учебой, одной психологической готовности к обучению мало. Необходим еще и определенный уровень функциональной готовности организма: развитие речи, координация движения пальцев, способность тормозить излишнюю двигательную активность (имеется в виду отвлечение на уроках).

Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Родитель имеет такую возможность работы с ребенком везде: в магазине, на прогулке, на кухне, на даче.

Один из мощных регуляторов жизни и учебы - режим, четкое планирование времени. Это отличный тренажер личности. Этому учат с детства. Начинают с самого элементарного: перед сном нужно аккуратно сложить одежду, чтобы утром быстрее одеться, с вечера потратить минутку, чтобы утром не тратить время на поиски запропавшей тетрадки или исчезнувшего носка, чтобы не давиться в спешке куском и не обжигаться чаем, не опоздать в школу. Прийти туда бодрым, собранным, да и дома оставить порядок во всем, в том числе и в настроении домашних. Надо научить малыша беречь время, ценить его. Воспитать волевым, собранным, целеустремленным- значит подготовить его к жизни, к труду.

Ошибаются те родители, которые считают, что трудиться начинают, лишь очутившись за партой.

Первые учителя ребенка- отец и мать, а учебник- сама жизнь семьи, ее быт. От результатов этого первоначального учения и зависит успех ребенка в школе.

Развитие личности в школьный период происходит под непосредственным влиянием обучения. Усвоение тех или иных знаний, выработка конкретных умений и навыков может совершаться лишь при наличии определенных качеств личности, служащих обязательной предпосылкой для более или менее успешного обучения. К таким качествам личности относятся прежде всего внимание и память, культура поведения, трудолюбие, самостоятельность. Не менее важны и другие качества личности, формулируемые в процессе обучения, такие, как логическое мышление, воображение, познавательные интересы. Чем определеннее ориентированы все звенья учебного процесса на развитие мышления, которое неразрывно связано с развитием речи, тем успешнее оно протекает. Чем интенсивнее и глубже вторгается система обучения всеми своими элементами в сферу познавательных интересов ученика, тем она действеннее.

Рассеянность ребенка может быть делом рук его родителей

«Не отвлекайся, ложку мимо рта несешь!» - это бабушка видит, что ложка в руке внучки, уставившейся экран телевизора, замерла на полпути до рта. «Ты опять верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петлю! Что же это ты такая рассеянная сегодня?»- недоумевает через пару часов воспитательница, собирая девочку на прогулку. «Давай-ка уберем Барби в сумку, а то она тебя отвлекает, и ты не смотришь на дорогу», - это уже мама, они с дочкой переходят дорогу.

Телек или ложка?

Сколько же этих нравоучений ежедневно слышит она от взрослых! Родители и воспитатели считают ребенка рассеянным и стремятся активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что она-то очень даже сосредоточена — только не на том, что важно с точки зрения взрослого, а на том, что значимо для нее самой. Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы застегнулись по диагонали, потому что, одеваясь, ее хозяйка говорила с соседкой о новых куклах. Да и купленная вами новая игрушка интересовала вашу дочку гораздо больше, чем ситуация на дороге, тем более что рядом были вы. Даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии их внимания.

У дошкольников речь идет о невнимательности при одевании, о бессмысленном просиживании за обеденным столом, а в школе в роли неинтересного занятия часто выступает учеба: не найти, уверена, ни одного младшеклассника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности».

Зато уж с каким вниманием и тщательностью он расставляет солдатиков или решает в компьютере логические игры. Но в любом случае внимательность, если, конечно, речь не идет о сложных случаях, связанных с аномальным развитием мозга, нервной системы, - вещь воспитуемая, тренируемая, навык к ней у ребенка можно создать. И, понятное дело, чем быстрее, чем раньше вы начнете этим заниматься, тем лучше.

Будьте вместе.

Рассеянность — норма на первом году жизни человека. Внимание малыша уже с этого возраста всегда и моментально задерживается на всем интересном, окружающем его. Однако некоторые дети и в год, и в два все еще не выходят из этого состояния рассредоточенности. Их отвлекает любой шум, игрушка в руках другого, каждое сказанное громко слово, ребенок бросает занятие за занятием и никак не может усидеть за чем-то одним. Если вы заметили за малышом такую особенность, значит, ему требуется ваша помощь.

Для начала выделите специальное время, которое ребенок будет проводить с одним взрослым в тихой комнате с минимумом отвлекающих факторов. Конечно же, это должна быть игра, но игра, вами подготовленная и организованная, и, конечно, интересная малышу. Так он будет и с охотой проводить время, и развивать навыки внимательности. Если сын интересуется мячиками, интересными будут самые простые игры с мячом: накатывание его на кегли, метание в цель или броски в обруч. В играх постоянно привлекайте внимание рассеянных детей: «Сережа, посмотри на меня» или «Таня, послушай-ка» - и обращение усильте, коснувшись ручки.

Сосредоточить внимание малыша на игрушке можно, и слегка направив к игрушке голову ребенка или положив его ладошку на игрушку, которую вы предлагаете посмотреть. Можно взять малыша на колени или сесть позади него, слегка придерживая, чтобы уменьшить беспорядочное ерзание и увеличить шансы, что он будет смотреть и слушать то, что вы говорите и на что показываете. Конечно, по началу нереально ожидать, что ребенок будет долго заниматься одним делом. Игра должна быть короткой и успешной для ребенка, например, очень рассеянный может положить только один кубик в коробку и забыть про другие. Следует одобрить этот успех и постепенно увеличивать число кубиков до того, при котором внимание снова отключается.

То же самое максимальное обеспечение спокойствия, уменьшение до минимума числа отвлекающих факторов поможет вам бороться с рассеянностью и более старших детей. Например, человек, делая уроки, постоянно отвлекается, не в силах решить задачу или выучить правила. В этой ситуации ребенку реально трудно, и отвлекаемость, рассеянность в этой ситуации — защита от психической перегрузки. И вы просто садитесь рядом: «Давай посмотрим, что здесь у тебя. Подумаем, с чего лучше начать. Определим кусочек для работы сейчас, остальное пока отодвинем».

Работайте по факту, общие фразы типа «Сам думай!» сказать легко, но они никого не сподвигнут. Особенно человека, именно не знающего, с чего начать. Может, после правильного тона при проведенных объяснений ему станет интереснее справляться самому? Ведь он не делал дело в том числе и потому, что ему это было непонятно, а значит, и скучно.

Занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, нередко становятся затем интересными и увлекают ребенка.

Задание вслух.

Маленький ребенок очень любит все яркое, радостное. И отвлекается он на что-то эмоциональное. А не, так сказать, «информационно привлекательное». И поэтому:

1.Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, а улыбайтесь, удивляйтесь, интересуйтесь, восторгайтесь! Не долбите его фразами: «Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай куклу!». Вряд ли малыш с удовольствием будет завершать задание. Гораздо больше ему поможет такой ваш настрой: «Сейчас закрасим юбочку и поиграем», «Посмотри, тебе осталось написать две буковки!

2.Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, ищите необычные способы привлечения его внимания. Помните, что наиболее интересно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

3.Обратите внимание на ту деятельность, в которой невнимательность проявляется больше. Причина высокой «отвлекаемости» может скрываться просто в отношении ребенка к тому или иному занятию. Скажем, страх математики и боязнь быть неуспешным может быть причиной того, что ребенок уходит в свои переживания и ничего уже вокруг себя не видит. И вашей задачей будет изменить отношение ребенка к предмету.

4. Давая задание малышу, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, исчерпывающей! Ведь речь-это универсальное средство организации внимания. Обратите внимание, что выполняя задание, дети часто проговаривают его вслух. Так и инструкция взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием и организует его.

И еще, дорогие родители, причиной рассеянности вполне может стать и неправильное воспитание. Если ребенок освобожден от минимальных обязанностей по дому и вы не организовали правильный баланс между его обязанностями и развлечениями, если он чего-то не успевает пожелать, а это уже перед ним и надо уже желать чего-то следующего, то эту самую рассеянность, разбросанность интересов вы уже организуете ему сами!

«Внимание- уникальное свойство психики человека, без него невозможна работа памяти, мышления,- писала в свое время психолог Светлана Минюрова. -Внимание человеку требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, бизнесе, да и в любом деле. А особенно важно внимательное отношение к людям».

Вот бы ваш ребенок понял это уже в детстве!

15.01.2017 15:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!