СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены, всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

Дистервег Адольф Фридрих (немецкий педагог, 1790-1886г.)

По своему глубокому смыслу, эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше отражают суть образовательного процесса на современном этапе развития общества, хотя высказаны они в 18-19 веке. Общество нуждается в высокообразованных, выпускниках, способных к творчеству, саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию себя. Стратегия модернизации содержания общего образования определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему в дальнейшем самообразовании и в будущей взрослой жизни.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Несмотря на значительные достижения в апробации этой педагогической технологии, есть еще вопросы, требующие своего разрешения, более детальной разработки методики обучения биологии. Именно это явилось определяющим при выборе темы моей методической работы, а именно «Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Учитывая социальный заказ общества, основываясь на задачах, стоящих перед школьным курсом биологии, отражающим всю систему биологических знаний и умений, сгруппированную в три взаимосвязанные содержательные линии:

- организм – биологическая система;

- надорганизменные системы;

- многообразие и эволюция органического мира.

Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию познавательной активности учащихся. Поэтому настала необходимость существенного изменения позиции ученика и учителя, их общения в учебно-воспитательном процессе. Учитель должен так построить работу учеников, чтобы они самостоятельно смогли добывать знания. Учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие развитие познавательной активности школьников. Как показывают наблюдения, в ней трудно найти набор средств и приемов, позволяющих совершенствовать технологичность этого процесса. Таким образом, практический опыт преподавания биологии, материалы учебно-методической литературы обнаружили противоречие между целесообразностью применения технологии проблемного обучения и недостаточной разработанностью технологии развития познавательной активности школьников. Одним из путей развития познавательной активности учащихся видится в систематическом применении технологии проблемного обучения на уроках биологии.

Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Учение должно быть разнообразным:

-Понимание нужности, целесообразности изучаемого.

-Тесная связь нового материала с усвоенными ранее знаниями.

-Обучение должно быть трудным, но посильным.

-Яркость учебного материала.

-Заинтересованность самого учителя.

Для реализации проблемной технологии необходимо:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Предполагаемые результаты:

Результативность:

-повышается интерес к учёбе;

-обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

- дети показывают высокий уровень обученности.

Преимущество этого опыта:

-умение добывать знания;

- воспитывается самостоятельность;

- делает работу на уроках интересной для учеников и учителя;

- высокая мотивация способствует формированию интереса к учёбе;

- носит здоровьесберегающий характер;

- способствует возрастанию коммуникативной компетенции обучающихся;

- повышение результативности обучения предмета.

Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «не включенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации:

1. Способ аналогий.

В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач

Этот прием выполняется в два шага: сначала(1шаг) учитель дает возможность высказать свое мнение, дает право «на ошибку». Затем «шаг 2» сообщением, экспериментом предъявляет научный факт.

При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения.

( Шаг 1)

Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду.

(Шаг 2)

Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

2. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?

7класс. Тема: «Простейшие»

Долгое время зеленую эвглену ботаники относили к растениям, а зоологи к животным? Почему?.

3. Выявление причин, вызывающих то или иное явление.

6класс. Тема: «Фотосинтез»

Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?

7 класс. Тема: «Простейшие»

Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?

8-й класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.

1. Через решение этой задачи лучше усваивается значение гомеостаза и то, что жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава крови.

Демонстрация опыта.

Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут можно заметить, что в растворах NaCl различной концентрации эритроциты ведут себя по-разному. Они не изменяются, где концентрация 0,9%. Эритроциты осядут на дно пробирки, и жидкость останется прозрачной. В пробирке с более низким (0,2%), чем в плазме, содержание NaCl эритроциты набухнут, их оболочка разрывается. Гемоглобин выходит наружу и окрашивает жидкость в пробирке в розовый цвет. В пробирке с более высоким содержанием NaCl (2%) эритроциты сморщиваются, оседают на дно, т.к. вода из них выходит наружу. Учащиеся должны объяснить увиденное на основе знаний осмоса, осмотического давления. Ученики воочию наблюдают явление, демонстрирующее роль гомеостаза в человеческом организме.

2. Найдите сходство и различие между человеком и простейшим животным, живущим в водоеме.

3. У человека в крови появились эритроциты, имеющие серповидную форму. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?

4. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Ответ. У человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода.

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

Заключение.

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Литература.

1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999 №3

2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002.

3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994

4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.

5. Матюшкина А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 56 с.

6. Махмутов М.М. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие

для учителя. – М., 2002.

8. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии

9. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства:

моногр./ М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

Категория: Биология
10.10.2017 11:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!