СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одарённости через воспитательную систему общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство российских детей учится в средних общеобразовательных школах. Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет расти и развиваться. С самых первых шагов ребёнок активно осваивает окружающий мир, стремится наиболее полно реализовать себя. Эта универсальная способность присуща всем детям вне зависимости от конкретных способностей и уровня развития. Среди одарённых детей есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система воспитательной работы в школе.

Задача системы воспитания состоит в создании условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми во много зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся. Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности, проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности:

  • познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любозна­тельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
  • художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном;
  • спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жиз­ни, физической красоте;
  • трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно- полезного труда;
  • общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка.

Воспитание основывается на системе взаимодействия классных руководителей и руководителей творческих объединений, взаимодействию образовательного учреждения с семьёй, сложившимся школьным традициям, деятельности ученического самоуправления, использованию новых форм воспитания и обучения, отвечающих интересам детей.

В работе с одарёнными детьми приоритет должен быть отдан идеям, способам, методам, развивающим мышление, пробуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. Не существует определённого стандарта одарённости, каждый ребёнок проявляет её по-своему. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.

Говоря о развитии способностей через воспитательную систему средней общеобразовательной школы, в первую очередь хочется сказать о развитии творческой одарённости. Творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности.

С начальной школы создаются условия для поиска ребёнком своей успешности среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, сценическая деятельность, изучение языков, хореография, вокальная студия. Идёт постоянное вовлечение ребёнка в организацию и проведение различного рода мероприятий. Участие в различных конкурсах и фестивалях, организация и проведение концертов, литературных вечеров, выставок детского творчества, праздников, таких как день учителя, посвящение в первоклассники, осенний бал, день влюбленных, день матери, выпускной вечер. Праздник, где ярче всего проявляется творческая одарённость – Новый год. При подготовке к этому празднику многие дети расцветают букетом талантов и способностей.

Одарённые дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации, ребята испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Основываясь на этой особенности, используем такие формы развития талантливых детей как, создание презентаций, клипов, проектов.

Для творческого развития важно раннее знакомство ребёнка с шедеврами человеческой культуры, стимуляция активного воображения. Поэтому большое внимание уделяется орга­низации путешествий и экскурсионной работе. Благодаря активизации творческой деятельности посредством проведения различных конкурсов, викторин, праздников умения приобретённые ребятами делают их конкурентоспособными среди сверстников. Творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создают благоприятные условия для воспитания творческой личности. Формируется личность с высокой самооценкой, которая занимает социально активную позицию, отличается свободой суждений, поступков, находится в постоянном движении, самостоятельно ищет пути решения поставленных проблем. Ребенку, воспитанному в данной среде, будет свойственно открытость и жажда новизны, постоянная самореализация.

Еще один тип одаренности, развитию которого уделяется особое внимание в воспитательной работе,— это лидерская или социальная одаренность, которая выражается в выдающихся организаторских способностях. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

В рамках развития лидерской одарённости в школе активно действует ученическое самоуправление во главе с президентом, работает клуб «Подросток» одним из направлений, работы которого является «Школа лидера». Ребята начинают свой путь с работы в вожатском отряде, проявляя свои лидерские способности в общении с детьми начальной школы, где они приобретают первый опыт и желание двигаться дальше в своём развитии.

Социальная одаренность явление, во многом определяющее успешность в общении. Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми Она выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Продолжая деятельность по развитию социальной одаренности, мы ввели в систему воспитания новую инновационную для нас технологию, которая осваивается ребятами в работе «Школьной службы примирения». Овладевая техниками общения, разрешения конфликтов ребята развивают в себе такие качества как: умение принимать решение, чувство ответственности, уверенность в себе, гибкость, настойчивость, энтузиазм, умение ясно выражать мысли – что само по себе является определениями социальной одарённости.

Немалое значение в воспитательной работе занимает развитие спортивной одаренности. Дети обладающие спортивными талантами далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться. Развития физической одарённости идёт путём приобщения ребят к участию в спортивной деятельности. Постоянно организуются какие-либо спортивные мероприятия - соревнования по различным видам спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол, лыжи; военно-спортивные игры: «Школа выживания», «Зарница», «Юнармеец» и др., способствующие развитию спортивной одарённости.

Создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время позволяет сблизить процессы обучения и развития, что способствует максимальной реализации способностей учащихся. Дети получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в процессе основной работы. В ходе внеурочной деятельности создается «ситуация успеха», которая помогает изменить свой статус в самосознании обучающегося, и в сознании его окружения. Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Таких детей надо стимулировать и поощрять не только за достижение результата, но и за участие, попытку. Ребёнок может обладать высокими способностями и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией, родителями способных детей.

Учащиеся с выдающимися способностями имеют право на максимальное развитие своих способностей. В этом заинтересовано наше общество и государство, поскольку, в конечном счете, через несколько лет именно им придется решать проблемы, стоящие перед обществом.

Категория: Прочее
20.09.2020 10:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!