СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3 года)
2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)
4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев
проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Познавательно-исследовательская
Театральная деятельность
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе организован центр «Ловкие пальчики», куда вошли картотеки:
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики в группе размещены дидактические игры, пособия:
Для изготовления игр и пособий использован природный и бросовый материал.
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.
В продуктивной деятельности воспитанники активно пользуются пластилином, трафаретами, бумагой, карандашами, фломастерами, мелками, раскрасками, ножницами.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играют различными конструкторами, конструируют из бумаги и природного материала.
В театрализованной деятельности развивающую среду в группе дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и пособия.
Работу с детьми по развитию мелкой моторики рук провожу в трех направлениях:
1.организованная образовательная деятельность (игры на развитие мелкой моторики проводятся в течение всего дня в разных видах деятельности);
2.совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты (игры на развитие мелкой моторики проводятся утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе);
3.самостоятельная деятельность детей (Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться. Одно из любимых занятий детей в вечернее время – перекладывание мелких предметов с помощью пинцетов).
В своей работе по развитию мелкой моторики рук у детей я использую различные игры (см. Приложение 2).
Пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а так же тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время.
Упражнения условно делятся на три группы:
3 группа. Динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной позиции на другую):
Таким образом: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.
Цель: подготовка руки к письму; развитие речи, памяти, внимания, зрительно-пространственного восприятия, воображения, наблюдательности.
Эти упражнения интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Использую пособие «Пальчиковые шаги» Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Цель: развитие мелкой моторики, скорости реакции, логического мышления, наблюдательности, внимания, памяти.
Оборудование: разноцветные резинки для волос, карточки с шаблонами.
Ребенок подбирает и надевает резинки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке.
Цель: развитие навыка прослеживания глазами за действием руки, осязания, мелкой моторики, цветоощущения, пространственного воображения; формирование художественно-творческой личности.
Оборудование: решетка для раковины, разноцветные ленты.
Игру провожу в различных вариантах: плетение коврика «Радуга»; плетение из лент 2 цветов (поочередно); шахматное плетение (горизонтально); перекрестное плетение (горизонтально и вертикально); плетение различных рисунков и фигур на ленточной основе.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, подготовка руки к рисованию и письму, выработка усидчивости, повышение концентрации зрительного внимания.
Оборудование: пинцеты, миски (формы), ватные шарики, ватные диски, маленькие кусочки поролона, помпоны, деталей мозаики, пуговицы, бусины, деревянные шарики.
Игру провожу в различных вариантах: захват и перекладывание мелких предметов; на скорость (для нескольких игроков); один из игроков перекладывает детали ложкой, а второй пинцетом, после подведения итогов игроки меняются орудиями.
Цель: развитие мелкой моторики, силы мышц руки.
Оборудование: разноцветные прищепки (скрепки), лекала изображений.
Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Для усложнения игры прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Цель: развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: разноцветные пуговицы, карточки-картинки.
Ребенок выкладывает пуговицы на картинки.
Цель: развитие моторики кончиков пальцев рук при выполнении нанизывания мелких деталей на шнур (леску).
Оборудование: шнур (леска), различные бусины.
Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
Цель: развитие ориентировки на плоскости, мышления, воображения, мелкой моторики, точности движений.
Оборудование: счетные палочки, карточки-схемы.
Игру провожу в различных вариантах: выкладывание счетных палочек по схематическому изображению; выкладывание палочек по памяти, без образца; выкладывание сюжета по собственному воображению.
Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, усидчивости, внимания.
Оборудование: нитки, бархатная бумага.
Ребенок изображает ниткой на бархатной бумаге различные фигуры, по своему замыслу или замыслу взрослого.
Цель: развитие умения наматывать клубочки из толстых ниток, подвижности пальцев, ловкости, координации движений обеих рук.
Оборудование: разноцветные клубки ниток.
Ребёнок наматывает клубочек ниток. Для усложнения игры провожу соревнования для 3-5 человек.
Цель: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев, развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов
Оборудование: емкость, наполненная мелкими деревянными шариками; мелкие предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам).
Ребёнок на ощупь находит какой-либо «закопанный» предмет и называет его.
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм.
Оборудование: набор листов с контурным изображением предметов, природный материал (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, семена растений, мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох и др.), бросовый материал (мелкие пуговицы цветные скрепки, пуговицы, набор цветных бусин и др.).
Игру провожу в различных вариантах: выкладывание дорожек; выкладывание по контуру; выкладывание рисунков, изображений по лексическим темам; выкладывание по собственному замыслу.
© 2023, Бутыркина Кристина Игоревна 79