СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие дизайнерского мышления на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во всех странах в любые времена ценились эксклюзивные, уникальные интерьеры. Представить историю человечества отвлеченно от истории дизайна, и дизайна интерьера в частности, практически невозможно. Людям всегда хотелось жить комфортно и окружать себя красивыми вещами, Декоративные интерьеры существовали и в Древнем Египте, и в античном мире, и даже у коренных жителей Америки – индейцев. Термин дизайна (от англ. Design – замысел, проект) появился давным – давно. Мы можем считать первыми декораторами первобытных и древних людей и древних египтян, которые экстравагантно и по – богатому украшали могилы своих фараонов. Любой населенный людьми регион земли, любое государство со своей культурой и этносом, со своей религией, имели сложившиеся исторически интерьеры помещений.

Современная действительность требует по-новому взглянуть на проблему обучения и воспитания подрастающего поколения, которые во все века и времена волновали человечеств. Практически все учебные предметы школьного курса, в том числе и технология, за последние годы переосмыслены с учетом новых социальных и психологических позиций. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя, врачи, конструкторы, нужны художники и философы. Но всё чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ школе заключается вовсе не в подготовке исполнителя, а в подготовке творцов, мыслящих людей. Поэтому традиционный урок себя изжил и на практике мы применяем метод проектов, который можно рассматривать как уроки дизайнерского образования. В практической части проекта учащиеся разрабатывают и изготавливают изделия для практического использования,а это требует понимания тех правил, по которым они разрабатываются. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды и ее потребителей, то есть людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоническая среда обитания. Поэтому мы должны познакомить с природой как средой, в которой человек внедряется вместе со своим предметным миром, и как источником инженерных и художественных идей, с народной эстетикой, поскольку правила создания природной среды имеют свои исторические традиции, закрепленные в народной культуре. Определенное таким образом содержание уроков технологии составляют целостную систему, которая, с одной стороны, вполне соответствует современному представлению о человеческой культуре и с другой, отчетливо отражает специфику именно данного учебного предмета.

Поэтому педагог направляет свою работу на формирование у учащихся дизайнерского мышления, вооружая детей начальными специальными знаниями в области дизайна. Для девочек на уроках технологии наиболее приемлема формулировка дизайна «Красота и польза».

Например, в 5 классе предлагается изготовление винтажной броши из джинса. У всех в доме есть старые джинсы, маленькие кусочки ленты или кружева, старые пуговицы или порванные бусы. При разработке проекта девочки подбирали цветовую гамму, конечно с помощью педагога, который помогал правильно сочетать цвета и фактуру ткани. На этапе практического применения проекта девочки предложили сделать не только брошь, а еще заколку для волос или резинки для волос. Это говорит о том, что дети могут творчески и рационализаторски думать. На эти два аспекта мы и делаем упор на уроках технологии.

Рис.1. Винтажная брошь из джинса

В 6 классе, например, Даша Балакина выбрала проект «Изготовление настенных часов и панно в детскую комнату». В детской комнате висели часы, которые эстетически не очень хорошо выглядели. Задняя стенка часов почему-то пошла волнами и из-за этого образовалась трещина в картоне. Внешний вид стал совершенно непрезентабельный, а часы в комнату нужны. Вот и пришла идея изготовить часы своими руками. Часовой механизм и стрелки в рабочем состоянии, вот они и пригодятся для новых часов. Увидев, что рамка от часов тоже в хорошем состоянии, пришла идея использовать ее для объемного панно. В практической работе были использованы техники декупаж и бумагопластика. Для изготовления настенных часов и панно не потребовалось больших затрат, что выгодно и экономически обосновано и она привносит новизну в привычный интерьер и одновременно придает ему неповторимость. В данной работе показан пример как из некрасивых и неэстетичных часов получить две творческие работы в одном стиле.

Рис.2. Настенные часы Рис.3. Объемное пано

В 7 классе использовали групповой проект «Изготовление светильников из папье-маше». Целью проекта является удовлетворение потребностей людей в улучшении интерьера своей квартиры. Исследовав характеристики аналогичных товаров (цену, качество, размеры, материалы, цветовую гамму, оригинальность), имеющихся на рынке были найдены недостатки этих изделий. На основании этих исследований созрела идея: предложить возможный способ производства этого изделия в школьных условиях из доступных материалов и на имеющемся оборудовании. Основная задача: создать своими руками, в условиях школьной мастерской, недорогую, но привлекательную настольную лампу, изготовленную из экологически чистых материалов и подходящего стиля для детской комнаты. Девочки разделились на четыре группы: лето, осень, зима и весна (в таком стиле изготавливались лампы). Проанализировав работу девочки, пришли к выводу: лампы оригинальны, то есть такого нельзя приобрести в магазине или на рынке, и дешевле. Настольные лампы улучшают интерьер комнаты и одновременно украшают его как скульптуры, а ночью используются в качестве ночника.

Рис.4. Светильник «Зима» Рис. 5. Светильник «Весна»

При работе над любым проектом выполняются следующие этапы:

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.

2. Проведение исследования.

3. Дизайн – спецификация.

4. Первоначальные идеи.

5. Выбор лучшей идеи. Проработка (включая экспериментирование).

6. Отчёт о процессе изготовления (изображение, фотография готового изделия).

7. Отчёт о проведённой проверке изделия.

8. Оценка своей работы в процессе выполнения проекта. И самое главное, во всех проектах применяем вторичное сырье, что доступно и дешево.

Чтобы на уроках технологии происходило формирование и развитие дизайнерского мышления выполняется следующее:

1. Для развития учащихся постоянно ведем работу по оформлению кабинета, рассматриваем новые книги и журналы, используем интернет ресурсы, регулярно организуем выставки работ учащихся и т.д.

2. На уроках кулинарии постоянно обращаем внимание на оформление стола, блюд, как складываются салфетки, как подаются блюда, так как красиво оформленный стол и блюда улучшает аппетит, создают особое настроение, развивают эстетический вкус.

3. Изучая разделы моделирования и конструирования, технологии изготовления изделий, работаем над тем, чтобы изделия были красивы, удобны: рассматриваем зрительные иллюзии, вносим изменения в чертежи, приветствуются любые проявления творчества, желание изменить, декорировать детали.

15.02.2021 15:06


© 2021 235

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!