СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа учителя начальных классов с родителями.
Воспитание подрастающего поколения – обязанность граждан РК. Всё общество заинтересовано в том, чтобы дети – наша смена – вырастали достойными гражданами. Комплексный подход к воспитанию предполагает единство требований к детям со стороны семьи, школы и общества. Но как добиться того, чтобы единство в важном деле воспитания нового человека было наиболее действенным?
У учителя начальных классов путей для решения этой задачи немало: повышение педагогической культуры родителей; изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании; умение координировать усилия семьи и школы в воспитательной работе с детьми.
В организации работы школы с семьёй учащихся необходимо исходить из единства целей и задач, которые призваны решать семья и школа по воспитанию подрастающего человека.
Но на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?
На этот ёмкий вопрос убедительно отвечает В.А.Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…» И дальше: «…воспитывайте так, чтобы у ребёнка были радости, которые он приносил бы домой как радости матери и отца. В начальных классах, если хотите, у нас на этом держится школа – и ни на чём другом. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание. Зорко следите за тем, чтобы именно в этот период – в начальных классах – не появились плохие дети, чтобы у матерей не ожесточилось сердце, а у ребёнка не угасло желание быть хорошим».
От характера отношений учителя с ребёнком, учителя с его родителями зависят не только самочувствие ребёнка, но и его успехи в обучении и воспитании. Помня об этом, учитель и строит свою работу с родителями учащихся.
Формы работы учителя с родителями разнообразны: индивидуальные (посещение семей учащихся на дому, беседа с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе) и коллективные (классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции, лектории).
Содержание всех форм работы школы с семьёй заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребёнка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднении в воспитании.
Индивидуальные формы работы школы с семьёй.
Учитель планирует индивидуальную работу с семьёй на весь учебный год, определяет очерёдность посещения семей учеников, дни консультаций родителей в школе. При планировании следует учитывать, какое основное назначение видит учитель в посещении семьи.
Первое посещение семьи носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи. Эти данные необходимы для того, чтобы знать, кто из членов семьи может оказать помощь первокласснику хотя бы в первый месяц его учёбы в школе.
Здесь же учитель выясняет, как семья готова к тому, что их ребёнок пойдёт в школу. Вместе с самим ребёнком следует посмотреть, где будет в квартире его рабочий уголок.
В присутствии родителей учитель выясняет у ребёнка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет. Учителю следует обратить внимание на отношение ребёнка к братьям и сёстрам.
Далее можно продолжить разговор с родителями уже без ребёнка. Во время беседы важно почувствовать, кто из старших оказывает большее влияние на ребёнка, кого он больше слушается.
Заключительный этап посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании. Здесь же договариваются о путях сотрудничества семьи и школы.
Настоящий учитель знает, что понятия «хороший ученик» и «хороший человек» неравнозначны. Как, впрочем, нельзя думать, что всё плохо в неуспевающем ученике. Поэтому при встрече с родителями важно не только дать рекомендации, как повысить успеваемость и дисциплину, но и посоветоваться о развитии добрых душевных качеств ребёнка. Важно постараться понять систему воспитания в данной семье, а иногда и предупредить её от зазнайства, эгоизма, от появления других нежелательных черт в характере ребёнка.
Очень внимательно должен работать учитель с семьёй, где мать не является для детей примером достойного личного поведения. В этом случае и учитель , и родительский комитет должны внушить матери ответственность за воспитание детей, за то, чтобы её дети были достойными людьми общества.
В практике работы могут быть такие случаи, когда учитель не может застать родителей дома, а потребность в встрече есть. Тогда можно пригласить родителей для разговора в школу. Беседы должны носить особенно тактичный характер, так как приглашение в школу родители обычно воспринимают как неблагоприятный вызов и готовы скорее к обороне, чем к откровенному разговору.
В индивидуальной работе с родителями можно рекомендовать руководствоваться некоторыми принципами:
- высокая идейная направленность всей работы с семьёй ученика;
- в борьбе за успех обучения и воспитания детей важна система отношений между родителями и детьми;
- вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания.
Практика работы многих школ помогает выделить примерно три группы родителей:
Дифференцированный подход к работе с родителями помогает учителю более эффективно проводить эту работу, сделать родителей своими ближайшими помощниками в достижении единых целей воспитания детей.
Коллективные формы работы учителя с семьёй ученика.
Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Перестроиться на коллективную ответственность родителям трудно, и помочь им в этом должен учитель.
Хорошей формой коллективного воспитания родителей могут быть к л а с с н ы е с о б р а н и я. По существующему положению классные собрания родителей проводятся один раз в учебную четверть, но могут при необходимости проводиться и чаще.
Как же их проводить, какие вопросы на них следует решать? Первые собрания проводит учитель, а последующие может проводить председатель родительского комитета класса. В начале собрания проводится лекция на педагогическую тему, а затем даётся общий анализ выполнения учебного плана и программ учениками данного класса. При этом учитель делает акцент на то, как все дети справились с программой, как научились читать, что дала проверка навыков чтения. Во время анализа успеваемости учитель выделяет хорошо успевающих учеников, но делает это очень осторожно, чтобы не ошибиться в оценке работы отдельных учеников, поощряет тех детей, которые проявляют старание, прилежание, усидчивость, внимание, желание учиться.
Когда же учитель говорит о том, что не все дети справляются с программой, не все имеют хорошо выработанные навыки усидчивой и прилежной работы, фамилии этих учеников не должны называться перед родителями всего класса. Этим самым учитель проявит такт в работе с родителями. Будет гораздо полезнее попросить задержаться после собрания тех родителей, разговор с которыми нельзя откладывать.
Во время анализа успеваемости учеников учитель обязательно вскрывает причины того, почему некоторые дети имеют затруднения в учёбе, показывает, как их следует предупредить. Затем переходит к учебным задачам другой четверти, рассказывает, чему дети должны научиться по разным предметам, с какими трудностями они встретятся, как помочь детям преодолеть их.
На собрании следует дать родителям возможность посмотреть тетради других учеников.
На собраниях не следует объявлять оценки для всех родителей: ведь каждый ученик принесёт домой табель успеваемости и родители ознакомятся с ним до собрания. Традиция общего анализа работы класса будет постоянно приучать родителей к ответственности за дела всего класса и на фоне успехов класса оценивать успехи или недостатки своего ребёнка.
Хорошо сплачивают коллектив родителей класса коллективные дела: участие в оформлении класса, утепление окон к зиме, подготовка выставок.
Итак, разнообразная работа учителя с семьёй ученика требует от него определённых навыков и умений:
- использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
- хорошо видеть перспективу развития каждого ребёнка и помочь семье наметить пути её осуществления;
- установить добрые взаимоотношения с семьёй ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учётом их возраста и индивидуальных различий;
- с учётом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
- спланировать работу с родителями учащихся, составить план педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса;
- видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;
- поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении её нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;
- подготовить и провести родительское собрание.
Успех в работе учителя с семьёй ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в её духовном обогащении и тем самым в её культурном и моральном влиянии на детей.
Жизнь и творческое отношение учителя к работе постоянно совершенствуют формы и методы работы с семьёй ученика. И как бы ни была многообразна работа школы по педагогическому всеобучу родителей и привлечению их к активному сотрудничеству по вопросам воспитания детей, она не может быть эффективной без активного самообразования отцов и матерей. Но всё это будет приносить родителям пользу тогда, когда сами родители будут активны в анализе своего опыта воспитания, когда у родителей будет воспитано высокое сознание долга и чувство ответственности за ребёнка.
Воспитанию этих качеств у родителей и должны содействовать учитель и администрация школы.
?
?
© 2015, Белько Людмила Григорьевна 5219