СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа школьной библиотеки. Библиографический обзор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений, последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями.

Библиографические обзоры — устные и письменные — давно стали одним из основных форматов представления книг. Например, их используют для знакомства читателей библиотеки с поступившими новинками или для создания тематических подборок литературы. Это связный, последовательный рассказ о документах, научных материалах, художественных произведениях.

Библиографические обзоры бывают устные и письменные, их отличительными чертами являются оперативность подготовки, конкретность и доходчивость описания, эмоциональность и активность обзорщика-докладчика (особенно когда речь идет об устных выступлениях). В таком обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, а читатели получают возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.

Какими бывают библиографические обзоры Помимо формата — устный или письменный — библиографические обзоры могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия:

  • по целевому и читательско­му назначению выделяют информацион­ные и рекомендательные обзоры;
  • по содержанию выделяют темати­ческие обзоры, персональные обзоры, обзоры новой литературы, обзоры биб­лиографических пособий;
  • по видам включенных изда­ний обзоры делятся на обзоры книг, журналов, специальных видов литературы и других документов.

Структура библиографического обзора Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе. Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей. Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям. В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания. Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание. Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя. Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино. В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

07.06.2021 11:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!