СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения на примере программы «Арт-Безопасик: инклюзия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набросок стать для сборника

Данная статья дает представление о работе педагога дополнительного образования с группами дошкольников по программе инклюзивного образования с логопедическим направлением на базе дошкольного образовательного учреждения. В статье представлен пример нескольких занятий, ход урока, выбор материалов и тем.

Сегодня все чаще среди актуальных вопросов связанных с образованием поднимается и вопрос воспитания, образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют особенности психофизического развития, которые мешают их нормальной жизнедеятельности. Причин для таких особенностей называют довольно много: часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями1.

Сегодня наравне с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ применяют так же и инклюзивное образование - при котором дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью смогли бы реализовать свое право обучаться по месту жительства, наравне со своими сверстниками, в условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности4.

Учитывая все современные потребности ребенка, требования к его воспитания, образованию и социализации педагогами МАУДО ДДТ «Родник» была разработана новая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-Безопасик: инклюзия». Она имеет художественную направленность и обладает целым рядом уникальных возможностей для развития навыков безопасного поведения дошкольников, в том числе с ОВЗ. В частности для реализации программы на базе ДОУ Детский сад №2 были выбраны логопедические группы детей с нарушением речевого развития.

Для того, что бы образовательный процесс проходил наиболее эффективно, обращается внимание на следующие характеристики.

- Наполняемость группы – не более 15 человек. При условии, что группа смешанная, и количество детей с ОВЗ составляет 3-5 человек.

- Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа в перерывом в 10 минут (для дошкольников 1 академический час равен 30 минутам)

-Традиционными методами организации учебно-познавательной деятельности являются: наглядные, демонстрационные; практические-репродуктивные; проблемные; исследовательские; поисковые.

- В творческом процессе применяются самые доступные материалы: бумага, пластилин, клей, краски, цветные карандаши. А так же иные материалы: вата, крупы, природные материалы и т.д.

- Педагог использует различные творческие техники (пластилинография, бумагопласика и т.д.) а так же методы арт-терапии, что позволяет решить психологические проблемы дошкольников (снять стресс, раскрыть творческий потенциал, повысить внимательность и коммуникабельность)

Педагог придерживается следующей схемы проведения занятия:

Этап занятия

Описание

Время

- Приветствие и раскрытие темы занятия педагогом!

Приветствие и рассказ педагога о теме занятия. Применяются наглядные материалы: карточки, плакаты, презентации.

5 минут – 10 минут

- Диалог: обсуждение темы занятия учениками.

Педагог задает наводящие вопросы и позволяет учащимся самим искать на них ответы, рассуждать и спорить.

На этом этапе важно обратить внимание на работу детей с ОВЗ, что бы они активно участвовали в диалоге, четко и без стеснения высказывали свое мнение, не волновались.

10-15 минут

- Наглядный материал

Презентация или мультфильм по теме занятия. Используются материалы с сайтов МЧС России и Республики Белоруссии. Данные материалы являются хорошим способом закрепить тему в памяти учеников, они яркие, наглядные, рассчитаны на юный возраст зрителя, доступно доносят информацию и создаются специалистами в своем направлении.

5-10 минут

- Перерыв

Можно провести простую зарядку

10 минут

- Переход к творческому заданию. Объяснение

Рассказ учителя о материалах, способах работы с ними, повторение правил техники безопасности с колюще-режущими предметами. Рассказ о самом задании и способе его выполнения.

5-10 минут

- Основной творческий процесс

Поэтапное выполнение работы, создание поделки или наглядного материалы, пошаговое повторение за учителем. Педагог так же следит, что бы дети с ОВЗ работали в паре с детьми без ОВЗ, помогали друг другу, объясняли и делились материалами.

При подготовке к данному этапу, важно помнить, что творческое задание так же должно отражать тему занятия: если мы говорим об опасности работы с горячими предметами, то создаем объемное изображения кружки с чем-то горячим, показывая пар с помощью ваты. На занятиях посвященных опасным животным – создаем изображение дикого животного с помощью обрывков бумаги или газет, в мозаичной технике.

15-20 минут

- Завершение занятия.

Уборка своего рабочего места, наведение порядка в классе, общий снимок с работами на память.

5 минут.

Очень важно, что бы на всех этапах работы дети с ОВЗ были вовлечены в обсуждения, активную работу в паре или в команде. Это позволит им раскрепоститься, стать более активными в общении, а так как работа проходит с логопедической группой, чем больше слов дети повторят, чем больше будут стараться говорить и правильно передавать свои мысли, тем быстрее пойдет их процесс обучения и интеграции в обществе.

Как показывает практика работы, по итогам занятия все учащиеся остаются довольны, активно рассказывают о своих успехах родителям и воспитателям, обсуждают темы занятий и вспоминают о них даже вне сада. Не раз со стороны родителей звучали просьбы взять в группу еще детей, так как они видя успехи товарищей так же хотят начать заниматься.

Используемые источники информации:

1. Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация/Сайт для родителей и педагогов https://psylogik.ru//https://psylogik.ru/119-deti-s-ovz.html (дата обращения 13.02.20)

2. https://imfourok.net/slovar-terminov-dlya-pedagogov-rabotayuschih-s-obuchayuschimisya-s-ovz-1925545.html

3. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. — М.: Педагогичесский университет "Первое сентября", 2013. — 33 с.

4. Инклюзивное образование в России. — М.: «БЭСТ-принт», 2011. — 85 с

24.11.2020 03:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!