СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе – (2 ч в неделю).
Рабочая программа по биологии построена на основе:
* Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
* Задачами учебного предмета являются:
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа.
Программа предмета “Биология ” рассчитана на два года. Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 134 часа со следующим распределением часов по классам: 10-й класс – 68 часов; 11– й класс 66 часов.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Базовый уровень
Введение (2ч)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организациижизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО(26 ч)
Глава 1.Химический состав клетки (9 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Практическая работа:
№ 1 «Решение задач»
Глава 2.Структура и функции клетки (5 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»
№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Глава 3.Обеспечение клеток энергией (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Глава 4.Наследственная информация и реализация ее в клетке (12 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа.
Лабораторная работа: №3. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Практическая работа:
№ 2 «Решение задач»
Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)
Глава 5.Размножение организмов (6 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Глава 6.Индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (22 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Практическая работа:
№ 3-6 «Решение генетических задач»
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (5 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Практическая работа:
№ 7 «Решение генетических задач»
Глава 9.Генетика и селекция(3 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Биология, 11 класс
Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (36 ч)
Глава 1.Свидетельства эволюции (6 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции (12 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость- исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.
Лабораторные работы:
№1. Морфологические особенности растений различных видов.
№2. Изменчивость организмов.
№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.
Глава 4. Происхождение человека (8 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.
Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (21 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Практические работы:
№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.
№2. Аквариум как модель экосистемы.
Глава 6. Биосфера (6 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.
Практическая работа:
№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (3 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (9 ч)
Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (9 ч)
Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных. Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни организации. Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
© 2020, Кагирова Хава Руслановна 400