СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К УЧЕБНИКУ А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» (часть 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К УЧЕБНИКУ А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный стандарт образования, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.

Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе в учебном плане отводится 34 часа.

Планируемые результаты

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

Педагогическое обеспечение учебного процесса

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,

доктринальные понятия. М., 2000.

Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003. (Вып. 1–3 переизданы: М., 2006.)

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006.

Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7 – М., 1996.)

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.

Научная и научно-популярная литература

Ко всему курсу

Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.

Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.

Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.

Христианство

Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.

Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

Библия: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. М., 2007.

Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.

Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.

Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.

Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.

Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

Годри И. Лютер. М., 2000.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.

Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.

Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.

Добротолюбие: избранное для мирян / сост. Архим. Ювеналий. М., 2002.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.

Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.

Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.

Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в 6Н.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988.

Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й. М., 1996.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.

Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.

Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.

История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999. Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917—1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

Карсавин Л.П. Католичество: страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.

Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.

Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000.

Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.

Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.

Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.

Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.

Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.

Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.

Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.

Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.

Серафимо-Дивеевские предания / сост. И примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.

Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997.

Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.

Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998.

Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700—1917. М., 2003.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. О. А. Меня. М., 1997.

Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002.

Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006.

Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.

Цыпин В., прот. История Русской православной церкви (1700—2005). М., 2006.

Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Париж, 1985.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. Очерки. М., 1995.

Ислам

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001.

Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.

Коран / пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Коран / пер. смыслов и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.

Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.

Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М., 1999.

Хадисы пророка / пер. и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.

Иудаизм

Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006.

Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д, 2001.

Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов н/Д, 2006.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Буддизм

Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.

Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д; Харьков, 2005.

Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.

Томас Э. Будда. М., 2003.

Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.

Улиг Г. Будда. Ростов н/Д, 1998.

Эррикер К. Буддизм. М., 2003.

25.09.2015 08:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!