СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.
Успешность обучения в современной общеобразовательной школе существенным образом зависит от умения учащихся добывать знания, от культуры интеллектуального труда. К числу интеллектуальных умений, которые определяют умение школьника успешно учиться, относятся учебные умения. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин и носят названия общеучебных. Особая роль этих умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования. В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности наряду с познавательной и рефлексивной выделена в самостоятельную группу информационно-коммуникативная деятельность. Важнейшим компонентом этой деятельности является использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Ключевой идеей программы является систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей обучающихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.
Цель курса:
Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе реализации следующих задач.
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).
Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура.
Цель данного раздела - сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.
Цель этого раздела - формирование навыков информационного самообслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание технологии информационного поиска.
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации.
Цель - обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания и аннотированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся.
Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся.
Цель - овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, отзывов, биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе из- учения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения" самостоятельно создавать информационный продукт.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов
1. способность выражать свою информационную потребность и умение формулировать свои информационные запросы;
2. знание понятия «информационные ресурсы»;
3. знание возможностей библиотеки как информационной системы и умение пользоваться ею;
4. способность самостоятельно вести информационный поиск;
Нормативно-правовое обеспечение и примерные программы, лежащие в основе курса:
Программы прошли экспертизу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и признаны соответствующими Государственному образовательному стандарту (НРК) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Место программы в образовательном процессе:
Курс «Информационной культуры школьника» в учебном плане МБОУ СОШ № 24 реализуется в НРК и КОУ из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.
Рабочая программа по курсу «Информационная культура школьника» реализуется на базе 21 кабинета.
Рабочая программа по курсу «Информационная культура школьника» рассчитана на обучающихся 5 общеобразовательных классов с базовым уровнем подготовки. (5 в класс – для детей с задержкой психического разития)
Список используемых материалов
© 2015, Кудрявцева Любовь Борисовна 1648