СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, темпы роста информационных технологий – все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной культуры личности.

Успешность обучения в современной общеобразовательной школе существенным образом зависит от умения учащихся добывать знания, от культуры интеллектуального труда. К числу интеллектуальных умений, которые определяют умение школьника успешно учиться, относятся учебные умения. Они формируются в системе целого ряда учебных дисциплин и носят названия общеучебных. Особая роль этих умений подчеркивается в Стандарте основного общего образования. В нем среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности наряду с познавательной и рефлексивной выделена в самостоятельную группу информационно-коммуникативная деятельность. Важнейшим компонентом этой деятельности является использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Ключевой идеей программы является систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей обучающихся, в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Освоение данного курса, ориентированного на обучение поиску, анализу и синтезу информации, самостоятельную подготовку информационных продуктов на основе активного использования новых информационных технологий, открывает возможности для удовлетворения многообразных интересов, самовыражения и самоутверждения учащихся младшего подросткового возраста при работе с информацией.

Цель курса:

Дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе реализации следующих задач.

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы (подготовка сочинений, изложений, отзывов и т. п.).

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделяются четыре основных раздела:

Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура.

Цель данного раздела - сформировать у обучаемых представление о месте и роли информации в жизни человека, об информационных ресурсах общества, их составе и способах преобразования. В результате изучения данного раздела учащиеся должны ориентироваться в различных типах и видах документов, необходимых для успешной учебы; иметь представление о библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества.

Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

Цель этого раздела - формирование навыков информационного самообслуживания учащихся как в условиях традиционной библиотеки, так и в Интернете. Освоение данного раздела предполагает отработку алгоритмов поиска по различным типам запросов, возникающих в ходе учебной деятельности: адресным, фактографическим, тематическим. Основой для приобретения практических умений и навыков в данной сфере является понимание библиотеки как информационно-поисковой системы, знание технологии информационного поиска.

Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации.

Цель - обучение основным видам аналитико-синтетической переработки информации: составлению библиографического описания и аннотированию. Теоретической основой, обеспечивающей овладение практическими умениями по свертыванию информации, является знание назначения, структуры и функций справочного аппарата первичного документа, а также знание структуры и свойств текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Особое внимание в разделе уделяется основным приемам интеллектуальной работы с текстом, возможностям использования изученных способов аналитико-синтетической переработки информации в ходе учебной и познавательной деятельности учащихся.

Раздел IV. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся.

Цель - овладение технологией подготовки документов (информационных продуктов), обусловленных задачами учебной и познавательной деятельности школьников. Результатом изучения данного раздела является приобретение учащимися практических умений подготовки планов, сочинений, изложений, отзывов, биографий. В итоге его освоения учащиеся должны на практике демонстрировать использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе из- учения курса «Основы информационной культуры личности», от умения выражать свою информационную потребность, формулировать информационный запрос, вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации до умения" самостоятельно создавать информационный продукт.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов

1. способность выражать свою информационную потребность и умение формулировать свои информационные запросы;

2. знание понятия «информационные ресурсы»;

3. знание возможностей библиотеки как информационной системы и умение пользоваться ею;

4. способность самостоятельно вести информационный поиск;

Нормативно-правовое обеспечение и примерные программы, лежащие в основе курса:

  1. Учебная программа курса «Информационная культура: сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1-11 класс». – Екатеринбург. Центр «Учебная книга», 2003. (рецензент – доктор физ.-мат. Наук, профессор Уральского государственного университета А.Г. Гейн)
  2. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».
  3. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятий с учащимися/авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2011. (рецензент – зав. Кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ Г.А. Иванова)

Программы прошли экспертизу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и признаны соответствующими Государственному образовательному стандарту (НРК) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Место программы в образовательном процессе:

Курс «Информационной культуры школьника» в учебном плане МБОУ СОШ № 24 реализуется в НРК и КОУ из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год.

Рабочая программа по курсу «Информационная культура школьника» реализуется на базе 21 кабинета.

Рабочая программа по курсу «Информационная культура школьника» рассчитана на обучающихся 5 общеобразовательных классов с базовым уровнем подготовки. (5 в класс – для детей с задержкой психического разития)

Список используемых материалов

  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».
  2. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2012. – 200 с.
  3. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы / М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 176 с.
  4. Кошурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей: учебное пособие. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 11)
  5. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятий с учащимися/авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2011. (рецензент – зав. Кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ Г.А. Иванова)
  6. Учебная программа курса «Информационная культура: сборник программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений с 1-11 класс». – Екатеринбург. Центр «Учебная книга», 2003. (рецензент – доктор физ.-мат. Наук, профессор Уральского государственного университета А.Г. Гейн)
Категория: Внеурочка
08.08.2015 18:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!