СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинский конкурс, 2020 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

XХ Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка

Творческая работа на тему:

"Автограф Победы. О войне и мире на уроках русского"

(эссе)

Автограф Победы… Где-то там, в далёком прошлом, на стенах Рейхстага его оставил советский солдат, который сумел, теряя близких и друзей, дойти до Берлина… Уничтожить фашизм – это было целью наших дедов и прадедов, важной миссией Освободителей, Победой над войной, чтобы торжествовал МИР!

Автограф Победы… Это возвращение домой тех, кто «пол-Европы прошагали», это слёзы и радость матерей, жён, сестёр, дочерей, это Память поколений и благодарность потомков!

Автограф Победы… Это памятник «Жертвам фашизма» в парке Славянской культуры, который ты знаешь до последнего деревца и кустика, знаешь, что земля здесь пропитана кровью, потому что в годы Великой Отечественной войны на этой территории располагался концентрационный лагерь… Это монумент «Твоим Освободителям Донбасс» на берегу водохранилища в одном из парков родного твоего города… Это мемориальная доска на стене в твоей школе, с которой много десятилетий смотрит на шумную ватагу ребятишек молодая девушка-подпольщица, сын которой давно стал старше своей мамы…

Автограф Победы… Это слова одного из героев кинофильма «В бой идут одни старики», которые стали девизом в последние годы для многих дончан, живущих на войне и мечтающих о мире: «Будем ЖИТЬ!»

Осознание того, что ты частица Автографа Победы пришло в далёкие 70-е годы XX века, когда однажды ты вдруг замерла у Вечного огня, горящего у ног «Скорбящей матери» в городе Краснодоне… Ощущение причастности к великому подвигу твоих дедов повторилось на вершине Саур-Могилы, куда ты, теперь уже молодая учительница русского языка, привезла своих учеников в конце 80-х… Ощущение это не покидало меня всю мою жизнь: и когда братья отца искали захоронение, в котором спит вечным сном дед, Петр Егорович Сетов, погибший в самом начале войны; и пока был жив дед по материнской линии, которого любила до безумия; и даже тогда, когда отец мужа, Кияница Василий Филиппович, рассказывал, как голодным мальчишкой собирал колоски для выпечки хлеба на фронт… Теперь, когда мне … лет, я точно знаю, что самым значительным достижением моей жизни стало именно это осознание причастности к подвигу моих дедов, что не просто так стала я учителем-русистом, что до последнего вздоха суждено мне на родном языке рассказывать всё новым и новым поколениям учеников об Автографе Победы, который оставили на века мои деды и их прадеды… Я точно знаю, что именно мне и моим дорогим соотечественникам суждено было пережить тот очередной оборот колеса истории, когда летом 2014 года кровопролитные бои снова развернулись на легендарной высоте Саур-Могила, когда война пришла в наш прекрасный трудолюбивый город, когда каждый, от мала до велика, стал мечтать о своём автографе победы…

Что знают о войне мои ученики? С уверенностью могу сказать, что они знают много! Много, потому что школа, в которой учатся, свято чтит память тех, кто в далёкие военные годы, когда немцы превратили храм науки в «школу полицаев», провел в одном из кабинетов третьего этажа свой последний день жизни. Каждый ученик сегодня знает и имя Ольги Чистюхиной, той самой юной подпольщицы, портрет которой навсегда занял своё место в импровизированной панораме, посвященной подпольщикам группы Авдеева-Донского, и о её сыне, который много лет подряд приезжал два раза в год, в День Освобождения Донбасса и в День Победы, чтобы поклониться своей маме. Он, сначала повзрослевший, а потом постаревший, приносил в школу букет из самых разных цветов, какие только мог купить по дороге от вокзала до порога школы, где его встречали дети и учителя, но принесённый букет был только для мамы… Сын приходил в гости к маме «с букетом роз и маков полевых»…

Мои ученики знают и историю чудесного спасения молодого парня из той самой «школы полицаев», которую помнит моя 83-летняя мама, которую мне рассказала в далёкие 70-е годы моя бабушка и которую, я надеюсь, никогда не забудут мои дочери и внучки… Лет пятнадцать назад эта правдивая история получила почти художественное название: «Его спасла Надежда». Надежда Архиповна Лучко, Надя – так звали мою бабушку, молодую портниху из города Сталино, которая воспитывала маленькую дочку Аллочку, ждала с фронта мужа и свято верила в освобождение города от фашистов и в победу. Возможно, Павел, бежавший однажды ночью из «школы полицаев», которого спасла от смерти отчаянная молодая женщина, прятала его несколько дней, а потом записала его на свою девичью фамилию в комендатуре, дойдя до Берлина, оставил там свой Автограф Победы…

Мои ученики знают историю легендарной Высоты 277, которая стала символом освобождения Донецкой области от немецко-фашистских оккупантов, святым местом для тех, кто прорывал хорошо укрепленный немцами Миус-фронт в 1943 году. Они знают и о том, что летом 2014 года застывший в граните солдат пал смертью храбрых в боях вновь развернувшихся на Саур-Могиле…

Что знают о Победе мои ученики? Они знают с каждым днём всё больше и больше, и не только потому, что на День Освобождения Донбасса мы теперь приносим цветы Ольге Чистюхиной вместо её сына, живущего в Харькове, не только потому, что в святой День Победы мы идём на возложение цветов, а потому, что каждый из них знает историю своих предков, рассказывает о них на уроках Победы, на конкурсах, на классных часах, делится самым сокровенным, разворачивая платочек с дедовскими орденами перед своими одноклассниками, с гордостью надевает пилотку деда и Георгиевскую ленту и шагает с портретом прадеда-победителя в колонне Бессмертного полка…

Они, мои ученики, знают, что я всегда выслушаю или прочитаю невыдуманные истории их прадедов, знают, что расскажу военную судьбу нашей школы, нашего района, нашего города, поделюсь воспоминаниями о своём дедушке, Лучко Тимофее Дмитриевиче, который прошел всю войну, писал с фронта своей любимой, той самой Надежде, стихи на русском языке и встретил май 45-го одним из Победителей. Он прожил нелегкую жизнь, но никогда не жалел ни об одном из прожитых дней. Дед учил меня быть честной и сильной, учил своим примером и несгибаемой верой в торжество справедливости. Сколько раз я повторила воспоминания танкиста, экипаж которого сгорел, а он, контуженный, чудом уцелел! Сколько раз вспоминала, как мы вместе с ним пели его любимую песню – «Броня крепка и танки наши быстры»… Сейчас, рассказывая о нем своим ученикам, я не стесняюсь слез и всегда жду от них ответных рассказов. Каждый рассказ, мой или моих учеников, - это Автограф Победы наших предков-победителей, это дань памяти народу-победителю, частицей которого мы являемся.

Мы читаем на уроках книги о войне, смотрим фильмы, поём песни… Мы грустим и радуемся, а ещё твёрдо верим, что Победа была ненапрасной!

Сколько раз за свою педагогическую жизнь приходилось каждому русисту произносить привычные слова – война и мир?! Вот ты идёшь на урок в десятом классе, чтобы поговорить со своими учениками о великой эпопее «Война и мир», написанной Л.Н. Толстым, – попробуйте сосчитать, сколько раз за один только урок вы, так или иначе, произнесёте эти два слова! Звенит звонок, но два слова, которые невозможно представить себе отдельно, потому что «ходят они парой», словно преследуют учителя-словесника: в пятом классе «идёт бой» на Бородинском поле, в шестом – не отступают тяготы военного времени от деревенского парнишки, у которого никак не ладится с французским, в седьмом – гремит «Полтавский бой» или уносишься вместе со своими учениками в запорожские степи, где за свою землю и православную веру гибнут сын Остап и отец его Тарас Бульба… На пороге одиннадцатого класса ты вдруг осознаёшь, что тема войны, именно войны, а не мира, не отпустит тебя сегодня, потому что они, почти взрослые мальчишки и девчонки, по твоему заданию писали творческую работу по тексту с говорящим названием: «Они сражались за Родину»… И ты понимаешь, что это самое большое достижение в твоей жизни: учить правде, учить надежде, учить вере, учить помнить!

Мы живём в такое время, когда не знаешь, будет ли мир над головой твоей и твоих учеников, или черной бедой накроет твой город война, загремит страшная музыка орудий, перечеркнёт счастливое прошлое твоей семьи, убьёт смех на детских площадках, «с детством разлучит» навсегда твоих вдруг повзрослевших учеников… Наверное, поэтому мои ученики так много знают о войне и мире!

А за окнами школьных классов цветут сады, щебечут птицы, плывут по чистому небу облака… И кажется, что это только слово – «война», слово из названия произведения, из выписанного предложения, из стихотворений, подготовленных к конкурсу чтецами, слово, которое твои ученики могут разобрать по составу или сделать морфологический разбор, объяснить лексическое значение или составить с ним словосочетание… Так хочется, чтобы чаще из детских уст звучало слово «мир», чтобы читали они весёлые книги, пели песни о счастье, смотрели фильмы о приключениях, рассказывали о своих домашних питомцах, рисовали солнце и цветы… Пока же мы рассказываем и читаем о войне, живём на войне, мечтаем о МИРЕ, помним о тех, кто подарил планете Победу и верим в нашу будущую Победу!

Категория: Всем учителям
14.09.2020 17:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!