СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкин 9 Понятие "лирический герой" (на основе произведений Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений А.С. Пушкина).

Лирический герой – образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним. Жизнелюбие - вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре“На холмах Грузии. ” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою: На холмах Грузии лежит ночная мгла Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою. Лирический герой Пушкина - отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу декабристу И. Пущину: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный. Твой колокольчик огласил. Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” - это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой - как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя: Дни поздней осени бранят обыкновенно. Но мне она мила, читатель дорогой,— Красою тихою, блистающей смиренно. Или: Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским - солнечным, оптимистическим. Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством: .Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я., “Разлука” Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки: Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились, и падали цари. “Была пора. ” Не изменилось главное - верность своей четкой и ясной жизненной позиции. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. “Элегия”

Категория: Литература
04.02.2020 09:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!