СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психосоматические аспекты синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. это приводит к образованию новых образовательных стандартов, актуальным становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как собственно, психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

В связи с этим повышаются и требования к квалификации учителя, его знаниям, умениям, навыкам, и личностным характеристикам.

Общеизвестно, что качество усвоения знаний, интерес и усердие учеников – несомненные свидетельства профессионального успеха учителя, важнейшие предикаты эффективного усвоения знаний.

Среди факторов успешного усвоение знаний, умений и навыков ведущее место принадлежит личности самого педагога. Личность учителя – узловой фактор, определяющий отношение школьников к уроку: их заинтересованность, ответственность в выполнении заданий, представления о жизненной необходимости изучаемого. Распределение симпатий и антипатий, признание учениками значимости предмета оказываются в прямой и сильной зависимости от их отношения к педагогу.

Не секрет, что сам труд учителя, зачастую начинает негативно сказываться на его личности. Эмоциональное выгорание педагога берет корни как в специфике деятельности (необходимость вступать в контакт вне зависимости от желания, настроения, самочувствия), так и в специфике цели деятельности (установить и поддерживать этот контакт, эффективно добиваясь при этом и конкретных целей работы).

В итоге у педагога возникает коммуникативная перегрузка, обуславливающая изменения в поведении и личности, эмоциональное выгорание.

Основные критерии эмоционального выгорания касаются смысловой стороны труда (потеря смысла работы), снижения трудовой мотивации, неудовлетворенности содержанием работы и сопряжены с нарушением межличностных деловых отношений, переживаниями депрессии, тревоги, а зачастую и с возникновением соматических симптомов (головные боли, проблемы с пищеварением, повышение артериального давления, частые простуды, синдром хронической усталости).

Наше исследование строилось на изучении группы педагогов общеобразовательной школы.

Актуальность исследования связано с введением новых стандартов образования, изменяющимися (увеличивающимися) требованиями к профессиональной деятельности и личностным качествам педагогов.

Объектом исследования: преподавательский состав ГБОУ Школы № 1354 с углубленным изучением английского языка (ш. о. № 2003).

Предметом исследования является выраженность эмоционального выгорания преподавательского состава ГБОУ Школы № 1354.

Целью исследования является составление программы занятия освоения преподавательским составом приёмов и методов профилактики и коррекции эмоционального выгорания.

В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы, освещающий психосоматические аспекты синдрома эмоционального выгорания.

2. Подбор компетенций устойчивости к эмоциональному выгоранию, реализуемых в рамках целевого занятия по усвоению преподавательским составом приёмов и методов профилактики и коррекции эмоционального выгорания.

3. Формирование выборки и подбор методического инструментария, адекватного цели исследования.

Гипотеза исследования:

  1. Эффективность преподавательской деятельности находится в прямой пропорциональной зависимости от актуального психофизиологического состояния преподавателей.
  2. Освоение методов психической саморегуляции обеспечивает улучшение эмоционального состояния.

ГЛАВА 1. Зарубежные и отечественные взгляды на проблематику эмоционального выгорания

1.1. Обзор теоретических воззрений на проблему эмоционального выгорания в зарубежной литературе.

Исследования Ганса Селье о природе стресса и эмоционального выгорания.

Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания - это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака,- все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с, возросшими требованиями к человеческой машине. Факторы, вызывающие стресс - стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую в сущности биологическую реакцию стресса.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом неспецифический? Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Если мы съели слишком много сахара и содержание его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Мочегонные - увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние.

Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым,- это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя, окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целый и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Чем не является стресс?

Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.

Стресс - это не просто нервное напряжение.

Литература

  1. Абульханова – Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова – Славская. – М., 1991.
  2. 2. Аргайл, М. Психология счастья/ М. Аргайл. – М., 2003.- С. 243-247.
  3. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябко. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2003
  5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им. / О. Грегор. – СПб., 1994.
  7. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности / под. Ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб., 1997.
  8. Капони, В. Сам себе авторитет/ В. Капони, Т. Новак.- СПб., 1995.
  9. Куликов, Л.В. Личностный фактор в преодолении стресса / Л.В. Куликов// Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология.- 1995. - № 14.
  10. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2002.
  11. Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  12. Митина, Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содеожание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина.- М., 2003.
  13. Педагогические вести: журн. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.- 2003. - № 25.
  14. Полякова О. Н. Стресс Причины, последствия, преодоление. / Под. Ред. А.С. Батуева. СПб.: Речь, 2008.
  15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под. Ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и др.- СПб.: Речь, 2003.
  16. Психотерапевтическая энциклопедия / под. Ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.
  17. Психология здоровья: учебник для вузов / под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003.
  18. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. – 2002.
  19. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
  20. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
  21. Фокина М.В. Личностная и психологическая компетентность успешного учителя. // Справочник педагога- психолога. – 2014.- № 12.
  22. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель; пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.
  23. Чудновский, В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. - № 3.
  24. Рычкова, В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации / В. В. Рычкова. – Чита: ЧИПКРО, 2005.-75 с.
Категория: Психологу
10.03.2015 16:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!