III часть
Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
1.Упражнения на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
Упражнение “Кинопроба” (на развитие чувства собственной значимости)
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но.”, и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
• Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Упражнение “Достоинства”
Участники располагаются по кругу. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором те назывались.
Упражнение “ Чемодан”
Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу “чемодан”. В этот “чемодан” набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над чем ему необходимо активно поработать.
Выбирается “секретарь”. Он делит лист вертикально пополам, на одной стороне ставится знак “+”, на другой “—”. Для хорошего “чемодана” нужно не менее 5—7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы, и ему зачитывается и передается этот список.
IV часть
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Упражнение “Пожелание по кругу”
Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.
Рефлексия “Мне сегодня.”
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня.”, оправдались ли ваши ожидания?
Подведение итогов занятия.
Список использованной литературы
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. - № 2, 2006, – с. 216 – 222.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
Негатив Позитив
Не наваливайтесь на стол Отойдите от стола
Не могу вести семинары Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек
Не хочу есть Я сыт
Не могу занять тебе денег. Нет денег Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода. я вам одолжу часть этой суммы
Здесь Вы находитесь в безопасности Это надежное, укромное место
Не путайся под ногами Посиди спокойно
Не хочу пить Я уже пил.
Безопасный. Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный
Не выходите из класса Оставайтесь в классе
Я хочу бросить курить Я начинаю здоровый образ жизни
Курение помогает снять стресс Курение способствует лучшей концентрации
Вода не выходит из ванны Вода остается в ванне
Неправда Ложь.
Неудовлетворенность Желание.
Разочарование Тоска, печаль, грусть.
Мне чай без сахара. Мне только заварку и кипяток
Упражнение. Прием-передача информации.
Цель: осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации.
Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации (нужно подождать появления добровольцев).
Остальные участники будут наблюдателями.
Инструкция добровольцам (после этого они могут выйти за дверь): сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача – передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно? (важно произнести именно эту инструкцию).
Инструкция наблюдателям: сейчас участники будут входить по одному и передавать друг другу по очереди информацию. Ваша задача – фиксировать, кто и как точно будет передавать текст. Можно закрепить наблюдателей за участниками.
Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
Возможная последовательность обсуждения:
1. Вопрос добровольцам: «Кто помнит инструкцию, которую вы получили за дверью?»
2. Вопрос для всех: «Что значит: «делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно?»
Обсуждение значимости слова «понятно» для отправителя и получателя информации.
3. Вопрос добровольцам: «Когда передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?».
Вывод: необходимо ориентироваться на собеседника – слышит – не слышит, понимает - не понимает.
4. Анализ утрат и дополнений информации, несоответствий и «шумов» в тексте.
В обсуждении важно подвести группу к осознанию того, насколько важно давать время для формулирования вопросов в процессе дачи инструкции или просто в процессе передачи информации, а также проверять – каким образом участник взаимодействия собирается ее выполнять.