СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое здоровье педагогов - как основа благоприятного микроклимата Дошкольного Образовательного Учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое здоровье педагогов как основа

благоприятного микроклимата ДОУ

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

Способы саморегуляции:

1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физическими ощущениями, найти в себе; силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным превозмочь любой недуг.

2. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим

3. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

4. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). Более эффективным раздражителем, повышающим тонус организма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабляет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коронарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате — улучшению снабжения кислородом всего организма.

5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

  1. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сои кратковременный (от 5 до 30 мин). Попробуйте вместо традиционной чашечки кофе практиковать полудрему, легкий кратковременный сон. Эффект поразит вас. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).
  2. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Музыка может звучать (негромко) в помещениях для отдыха. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

Способы избавления от отрицательных эмоций:

– смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

– набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

– провести дыхательное упражнение: 3—4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

– посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

– слегка помассировать кончик мизинца;

– делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;

– применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело легкое», «я уверена в себе!»), самовнушения («я хочу.», «я могу.», «я буду.»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

  • спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);
  • физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);
  • отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);
  • созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);
  • контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);
  • проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);
  • танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);
  • крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);
  • высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);
  • смех и плач — отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Психологическую безопасность человек ощущает, когда в коллективе создан эмоциональный комфорт. С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т.п.)

Нездоровая атмосфера, напротив, проявляется в напряженности человеческих отношений. В конфликтах между членами коллектива, в результате чего происходят неоправданные столкновения между сотрудниками, изнашивается их нервная система, страдает качество воспитательной работы.

Психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего дошкольного учреждения и на уровне группы, где непосредственно и постоянно взаимодействуют в процессе работы два воспитателя и помощник воспитателя. Важны и тот, и другой, хотя, например, неблагополучие, существующее в целом коллективе до известной степени может компенсировать хороший, дружеский климат в микроколлективе группы.

Поскольку наличие здорового психологического климата в коллективе – один из показателей его зрелости, способствующий творческой самореализации педагогов, важно изучать психологический климат, используя диагностические методики, которые дают возможность получить достаточно надежную информацию о том, насколько близок к оптимальному (или далек от него) психологический климат в данном коллективе на момент проведения исследования. Результаты исследования позволяют увидеть не только общую характеристику климата. Но и в каком направлении нужно работать с коллективом, чтобы утвердить в нем благоприятный психологический климат. Приводим варианты данных анкет:

  • Оценка характеристик коллектива по В.С. Лазареву.
  • Оценка удовлетворенности работой по В.А.Ядову.
  • Психологический климат в коллективе.
  • Опросник «Психическое выгорание»
  • Тест «Удовлетворенность работой» (В.А.Романова)
  • Тест «Насколько вы конфликтны»
  • Тест на эмоциональное выгорание В.Бойко.
  • Оценка психологического климата в педагогическом коллективе (Е.А.Рогов)
  • Методика изучения удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в образовательном учреждении (Е.Н.Степанов).

Основываясь на результатах анкетирования, строится поэтапная тренинговая работа, где психолог с педагогами шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развивают коммуникативные навыки и умения, ищут выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического воздействия, используют различные методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

Методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребёнка. Словно педагога не существует! У него только растёт объём отчётной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остаётся наедине со своими проблемами. Проблемы педагога- это проблемы всего общества.

Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.

Реально помочь людям, чья судьба связана с обучением и воспитанием детей может педагог-психолог, используя различные терапевтические методы:

  • арт-терапевтические методы;
  • телесно-ориентированные техники;
  • игровые техники, упражнения для тренинговой работы с педагогами.

Вывод

Мы предложили вашему вниманию некоторые методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать в повседневной жизни. Это позволить повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.

Литература:

  1. Глухова Т.Г. Арт-терапия. Методические рекомендации. Самара, СИПКРО, 2001.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии-СПб: Издательство «Речь», «ТЦСФера», 2001 г.
  3. Клюева Н.В., Кряжева Н.Л. Снимаем психоэмоциональное напряжение.// Управление ДОУ. 2003. № 5. С. 19-24.
  4. Кулганов В.А. Профилактика утомления у воспитателей детских садов // Ж. Дошкольная педагогика. – 2003. – № 3. – С.38-42.
  5. КулгановВ. А., Юнацксвич П. И. Как не стать пациентом психотерапевта: Учебное пособие для потенциальных клиентов врача. СПб.: Союз, 2002.
  6. Лазуткина В.В. В помощь воспитателю // Воспитатель ДОУ. № 4. 2007.
  7. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ или Как загораются искорки творческого поиска. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2008.
  8. Рогалева Н.А. Особенности мотивации в трудовом коллективе ДОУ // Управление ДОУ. 2005. № 7. С.17-31.
  9. Романова В.А. Тест удовлетворенность работой. Опросник «Психическое выгорание». // Управление ДОУ. 2003. № 4.
  10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
  11. Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы. Средства. Учебно-методическое пособие. – Самара, ГОУ СИПКРО, 2007.
09.12.2018 12:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!