СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проекты в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проекты в начальной школе

Проект – это:

1. План создания  чего – либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т. д.

2. Предварительный текст  какого – либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.

3. Замысел чего – либо.

Пункты 1 и 3 не требуют особенной стимуляции у ребят, они регулярно самостоятельно и с удовольствием используются в учебное и свободное время. Проектная работа в школьной программе позволит структурировать все знания и умения, полученные в результате занятий по всем предметам, независимо от выбранной темы, направить и грамотно реализовать также 2-й пункт, требующий специальной подготовки.

 

 

Проекты в младших классах это проблематично, т. к. дети еще слишком малы для проектирования. Речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполнены учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша – это будет его проект. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий».

Требования самые простые, главное из них – « исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути её решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).

 Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе « от всего сердца». Обязательно присутствует три момента – выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

Исследования для маленького ребенка – это прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.  

Проект малыша, как правило, начинается с одного постого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких, еще дошкольников, это может быть следующее. Походи босиком по песочку – по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты делаешь следующий шаг, еще один, еще … и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

Проект -  наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой. Сравнение времен года. Проект – «Встречаем зиму», «Встречаем лето». Зима оценивается по отношению к лету. Лето -  нулевая точка отсчета. Никто не говорит «летушко – лето», но говорят «змушка – зима», а почему? Летом  много работы для жителей села. Лето – время отдыха для горожан. Зима «стихийное бедствие с интересным результатом». Холодно – не как летом; нет комаров – как летом; бело - не как летом. В чем красота зимы? Что русский фольклор говорит о зиме? Какие ассоциации связаны с зимой? Зимние праздники, зимние игры, зимняя еда. Время общения. Разные ощущения зимой и летом. А что для меня лето? А что для меня зима? Как я себя ощущаю зимой и летом? Как люди готовятся к зиме? А к лету?

Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это может вылиться в проекты. Дневник наблюдений основа проекта.

Проект рассказа. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а так же как результат изучения ряда тем школьных предметов. Это устный рассказ (придуманная фантастическая история на заданную (выбранную) тему, рассказ – наблюдение, патриотические рассказы, исторические, географические, природоведческие и другие рассказы), рассказ – песня, музыкальный  рассказ, рассказ – картина. Проекты – рассказы дают достаточно материала для упражнения в чтении и прохождении необходимого минимума по истории, природоведению, географии и др. Просмтр фильма тоже может стать основой проекта – рассказа. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа – рецензии – достойный детский проект. Смотреть, выделять главное, отличать Добро и Зла, уметь передать это другим людям.

Конструктивные проекты, проекты игр. Это изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Изготовление поздравительныз открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Важен момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками необходимых принадлежностей. Задача таких проектов состоит в том, чтобы придать традиционным  заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Экскурсионные проекты. Экскурсия проект, детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания.

Возможные темы проектов экскурсий:

Какие птицы водятся в нашей округе.

Чем отличается сосна от кедра?

Как вырастить красивые цветы?

Почему одуванчик так скоро размножается?

Наблюдать, как паук ткет свою паутину.

Как проводятся выборы в школьные советы?

Как хлеб печется в хлебопекарне?

Целью каждой экскурсии – проекта является поиск ответа на один вопрос (для каждого проекта он свой). Поиск предполагает анализ лишь какого – то одного исследуемого явления (одного простого действия).

Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Следовательно, выполнять исследование надо «на одном дыхании» из – за отсутствия у малышей способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает еще одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности проямо в школе. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам.

Творческий проект «Моя семья».

Проект «Распорядок дня».

Проект «Мир лекарственных растений».

Проект «Ландшафтный дизайн».

Чем же может помочь школьнику участие в проектах?

Прежде всего, это те известные и изучаемые аспекты, отмеченные в рамках технологий образования, ведущие к развитию гармоничной личности и отвечающие потребностям современного общества:

- принятие самостоятельных решений;

- умение ставить задачи и задавать вопросы;

- умение работать в команде;

- поиск стандартных, оригинальных решений;

- способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

- раскрытие индивидуального потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.02.2015 14:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!