СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения одной из главных задач в современной школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм.
Как же способствовать развитию творческих способностей обучающихся? Внедрение проектно - исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс школы дает возможность решать данную проблему. Обучение приёмам проектно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
В последние годы наблюдается резкое снижение интереса учащихся к предмету химия. Минимальное количество часов преподавания химии в старших классах, вообще приводит к потере осознания значимости изучаемой дисциплины. Химия – это один из предметов, при изучении которого развивать творческие способности обучающихся возможно через реализацию проектно-исследовательской деятельности, решение творческих и проблемных задач.
Таким образом, при изучении химии предполагается формирование компетенций, таких как:
-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в проектировочную и исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.
Один из таких примеров - урок в 10 классе «Жиры, их состав, свойства и применение». На стандартном уроке используется эксперимент по изучению физических и химических свойств растительных и животных масел. Формулы сложные, материал большой, интерес к изучению снижен. Решается эта проблема с помощью постановки проблемной задачи, причем связанной с жизненной ситуацией. При решении данной задачи, обучающиеся самостоятельно ставят цель, формулируют задачи, изучают необходимый материал, проводят эксперимент, делают выводы. Для помощи в решении проблемной задачи можно ставить дополнительные вопросы, поэтому лучше всего разработать инструкционную карту. Предлагаю фрагмент инструкционной карты к данному уроку:
Тема: «Жиры, их состав, свойства и применение».
«На прилавках магазинов большое разнообразие сливочного масла разных производителей. Цена на данный продукт варьирует от 35 до 100 рублей. Как выдумаете с чем это связано? Как в домашних условиях определить качество сливочного масла»
Гипотеза:____________________________________________
Цель:_______________________________________________
Задачи:_____________________________________________
Необходимые знания для решения проблемной задачи:____________________________________________________________
Таким образом, в рамках урока обучающиеся не просто перечитывают учебник, а изучают учебный материал с целью решить творческую задачу. При решении данной задачи каждый ученик самостоятельно выстраивает алгоритм решения: изучает необходимые химические реакции, подбирает индивидуальный способ решения, определяет для себя как использовать приобретенные умения в жизни. После проведенного эксперимента обучающиеся делают выводы и сопоставляют стоимость продукта и его качество, проверяют достоверность указанного состава.
Такие мини-исследования можно проводить на многих уроках: «Природные источники углеводородов», «Алкены», «Глюкоза: строение, свойства, применение», «Спирты: состав, свойства и применение» и др. Урок становится интересным, ученики с интересом идут на следующий. Домашнее задание становится интересным и полезным, если оно представлено не в виде упражнений из учебника, в виде проблемных задач. Например, урок в 11 классе по теме «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»:
Проблемная задача « Срок хранения мясных консервов 2 года. Температура хранения продукта 250С. Как вы думаете, измениться ли срок хранения продукта, если в течение 2 месяцев продукт хранился при температуре 350С.»
К числу основных характеристик личности, обладающей творческим мышлением, относят: фантазию, воображение, выдумку, открытость новому, оригинальность, инициативность, упорство, уверенность в себе, высокую самоорганизацию и работоспособность. Развитию таких качеств способствует реализация творческих проектов. Творческий проект, с экологической направленность по теме «Второе дыхание», выполненный совместно с учителем технологии дал возможность ребятам не только применить свои химические знания на практике, но и проявить фантазию, оригинальность. В рамках данного проекта ребята изучали проблему загрязнения окружающей среды полимерным мусором. Кроме химического анализа, обучающиеся изготовили большое количество полезных изделий из пластиковых бутылок: подставки для ручек, водосточные трубы, вазы, цветы и т.д. Применение пластиковых бутылкам нашлось и на уроке физики при изготовлении солнечного коллектора.
В рамках изучения темы «Роль воды в химических реакциях» учащимся было предложено выполнить проект по теме «Фильтры для воды, – какой лучше?»
Выполнение исследовательских работ позволяет комплексно решать задачи интеллектуального и социального совершенствования личности обучающегося. Приобретенные на уроках химии навыки выполнения мини - исследований, позволяют ребятам выполнять цельные исследовательские работы по различным темам и нескольким предметам. Учащиеся объединяются в группы, определяют цель, задачи, подбирают методику и проводят исследование. Совместно с руководителем описывают полученные результаты, выступают на школьных и районных конференциях, становятся победителями и призерами. Умение правильно презентовать продукт своей деятельности (подготовить презентацию, доклад) - это один критериев сформированности творческой личности.
Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
© 2015, Балыкова Евгения Михайловна 617