СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность-как фактор развития творческих способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения  одной из главных задач в современной  школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности.  Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм.

Как же способствовать развитию творческих способностей обучающихся?    Внедрение  проектно - исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс школы дает возможность решать данную проблему. Обучение приёмам проектно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.

В последние годы    наблюдается резкое снижение интереса учащихся к предмету химия. Минимальное количество часов преподавания химии в старших классах, вообще приводит к  потере осознания значимости изучаемой дисциплины.  Химия – это один из предметов, при изучении которого развивать творческие способности обучающихся возможно через реализацию проектно-исследовательской  деятельности, решение творческих и проблемных задач. 

Таким образом, при изучении химии предполагается формирование  компетенций, таких как:

-оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относится к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

 

- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

 

Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в  проектировочную и исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.

Один из таких примеров  -  урок в 10 классе «Жиры, их состав, свойства и применение». На стандартном уроке используется эксперимент по изучению физических  и химических свойств растительных и животных масел.  Формулы сложные, материал большой, интерес к изучению снижен. Решается  эта проблема с помощью постановки проблемной задачи, причем связанной с жизненной ситуацией. При решении  данной задачи, обучающиеся самостоятельно ставят цель, формулируют задачи, изучают необходимый материал,  проводят эксперимент, делают выводы.  Для помощи в решении проблемной задачи можно ставить дополнительные вопросы, поэтому лучше всего разработать инструкционную карту. Предлагаю фрагмент инструкционной карты к данному уроку:

Тема: «Жиры, их состав, свойства и применение».

«На прилавках магазинов большое разнообразие сливочного масла разных производителей. Цена на данный продукт варьирует  от 35 до 100 рублей. Как выдумаете с чем это связано? Как в домашних условиях определить качество сливочного масла»

Гипотеза:____________________________________________

Цель:_______________________________________________

Задачи:_____________________________________________

Необходимые знания  для решения проблемной задачи:____________________________________________________________

Таким образом, в рамках урока обучающиеся не просто перечитывают учебник, а изучают учебный материал с целью решить творческую задачу. При решении  данной задачи каждый ученик самостоятельно  выстраивает алгоритм решения: изучает необходимые химические реакции, подбирает индивидуальный способ решения, определяет для себя как  использовать приобретенные умения в жизни.  После проведенного эксперимента обучающиеся  делают выводы и сопоставляют стоимость продукта и его качество, проверяют достоверность указанного состава.

Такие мини-исследования  можно проводить на многих уроках: «Природные источники углеводородов», «Алкены», «Глюкоза: строение, свойства, применение»,  «Спирты: состав, свойства и применение» и др. Урок становится интересным, ученики с интересом идут на следующий.  Домашнее задание становится интересным и полезным, если оно представлено не в виде упражнений из учебника, в виде проблемных задач. Например, урок в 11 классе  по теме «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»:

Проблемная задача « Срок хранения мясных консервов 2 года. Температура хранения продукта 250С. Как вы думаете,  измениться ли  срок хранения продукта, если в течение 2 месяцев продукт хранился при температуре 350С.»

К числу основных характеристик личности, обладающей творческим мышлением,  относят:  фантазию, воображение, выдумку, открытость новому, оригинальность, инициативность, упорство, уверенность в себе, высокую самоорганизацию и работоспособность. Развитию таких качеств способствует реализация творческих проектов. Творческий проект,   с экологической направленность по теме «Второе дыхание», выполненный совместно с учителем технологии дал возможность ребятам не только применить свои химические знания на практике, но и проявить фантазию,  оригинальность.  В рамках данного проекта ребята изучали проблему загрязнения окружающей среды  полимерным мусором.  Кроме химического анализа, обучающиеся  изготовили большое количество полезных  изделий из пластиковых бутылок: подставки для ручек, водосточные трубы, вазы, цветы и т.д. Применение пластиковых бутылкам нашлось и на уроке физики при изготовлении солнечного коллектора.

В рамках  изучения темы «Роль воды  в химических реакциях» учащимся было предложено выполнить проект  по теме «Фильтры для  воды, – какой лучше?»

Выполнение исследовательских работ позволяет  комплексно решать за­дачи интеллектуального и социального совершенствования лич­ности обучающегося. Приобретенные на уроках химии навыки выполнения мини - исследований, позволяют ребятам выполнять цельные исследовательские работы по  различным темам и нескольким предметам. Учащиеся объединяются в группы, определяют цель, задачи, подбирают методику  и проводят исследование. Совместно с руководителем описывают полученные результаты, выступают на школьных и районных конференциях, становятся победителями и призерами.  Умение правильно презентовать продукт своей деятельности (подготовить презентацию, доклад) -  это один  критериев сформированности творческой личности. 

Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы  как инновационного учебного заведения нового типа.

 

25.02.2015 11:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!