СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ
Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России в курсе ОРКСЭ.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению.
Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополненяют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком.
Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе Основы религиозной культуры и светской этики именно на уроках вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Одной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.
Ведь ещё в 20 веке американский философ Джон Дьюии педагог- исследователь Константин Николаевич Вентцель утверждали, что на ребёнка надо смотреть, как на маленького «искателя истины».
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительные черты проектной деятельности:
Виды проектной деятельности
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).
Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», проекты по краеведению.
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования. Приучая детей задумываться над вопросами: Что и как я чувствую? Почему так оцениваю? Как я вообще воспринимаю это мир? Мы развиваем умения анализировать, выделять главное, высказывать свою точку зрения.
По содержанию работы можно выделить следующие направления:
-историческое исследование теоретического характера в форме реферативной работы – учебное исследование;
-обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических, экологических);
-разработка проектов исследовательского характера.
Примерная тематика проектов, исследований учащихся
Памятники духовной культуры
Добро и зло в народных сказках (татарских, русских, чувашских, удмуртских и др.)
Духовно-нравственные ценности в пословицах народов России
Дружба начинается с улыбки
Красота общения: этикет в жизни людей.
Кто такой друг?
Наши бабушки
Национальные костюмы народов России
Национальные традиции в нашей семье
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Нравственные правила в поведении героев народных сказок (русских, татарских, чувашских и т.д.)
Памятники духовной культуры в моем городе (селе)
Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)
Правила гостеприимства
Религиозные праздники
Так жили наши деды
Традиции и ценности моей семьи
В проектной работе применяется следующие этапы.
Первый этап – организационный
Второй этап – планирование
Третий этап – осуществление исследовательской деятельности
Четвёртый этап– презентация (защита)
Пятый этап – самооценка и внешняя оценка
Использование проектной деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать человеком, действительно любящим свою духовную культуру.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
© 2015, Брускова Марина Евсеевна 3003