СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в разных сферах. Уникальную возможность их формирования (в том числе и художественной) дает использование в педагогической практике проектной деятельности.

Н.В.Матяш в своей книге «Психология проектной деятельности в условиях технологического образования» пишет, что термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук. А техника - это точность, расчет. Как же это может быть связано с творчеством, воображением, фантазией, что так характерно для изобразительного искусства? И все же создание любого проекта немыслимо без творчества. Ведь это всегда принятие оригинального решения, создание неповторимого продукта.

Работа над проектом - это всегда воспитание. Особенно, если проект социальный. Как и любой другой, он предполагает соблюдение определенных принципов:

  • посильность для выполнения;
  • создание необходимых условий для успешной реализации;
  • руководство проектом со стороны педагога;
  • понимание каждого учащегося своего вклада в выполнение проекта;
  • обязательная презентация результатов работы.

Безусловно, основными участниками процесса являются учитель и ученик. Но и социальное партнерство - одна из составляющих. Если в проект вовлечены родители, общественность, это придает ему большую значимость в глазах детей. Созданное ими приносит радость другим, а значит и ценность его значительно выше.

Надо отметить, что не все дети, даже способные к изобразительной деятельности, бывают готовы к работе над проектом. Одни не могут действовать в команде, другим не хватает ответственности, обязательности (ведь все нужно выполнить определенно в срок), третьим жаль своего времени, потраченного для общей пользы, а не для личной.

За последние 5 лет в практике работы школы над социальными проектами с использованием изобразительной деятельности, были реализованы следующие проекты:

Название проекта

Что узнали, чему научились

Техника исполнения, материалы

«Уют в нашей столовой»

Приобретение опыта общения, сотрудничества; выполнение росписи центральной стены школьной столовой

Настенная роспись, акриловые краски, смешивание колеров

«Радуга»

Выполнение контурного рисунка, подбор сюжетов для рисунков, цветовой гаммы

Техника живописи, аэрозольные материалы, эмалевые краски

«Море книголюбов»

Декорации и куклы, соответствие куклы характеру сказочного персонажа

Работа с картоном, аппликация, декоративное оформление кукол (прическа, детали одежды)

«ФизкультУра!»

Значимость своего труда для других, совершенствование техники настенной росписи

Настенная роспись, карандаш, водоэмульсионная основа, акриловые краски, колер

«Комната, в которой ждет тебя тепло»

Основы дизайна, выполнение объемных композиций, психология цвета

Декоративная роспись на стене, вырезание фигурок из пенопласта, декорирование (лентами, природным материалом)

«Деревенька моя»

История родного села, копирование с фотографии, перспектива, детали архитектуры

Бумага, карандаш, гелевая ручка

Привыкнув к работе на уроках изобразительного искусства, в основном, на бумаге, горизонтальной поверхности, дети с трудом, но и с энтузиазмом осваивали новую для них технику настенной росписи. Казалось бы, обычное двухмерное пространство, а какой потенциал таится в нем. Умелый подбор цветов, размера и сюжета рисунка способен создать определенную атмосферу, эмоциональный настрой помещения.

«Благодаря усилиям нашей дружной команды, появилось живописное окно, из которого будто пахнет свежим хвойным ароматом, ромашковый луг, настоящее подводное царство, - пишет в газетной заметке член инициативной группы проекта. - Мы прошли настоящую школу дизайнеров».

Как видим из таблицы, работа над проектом предоставляет широкий диапазон различных техник и художественных решений. Урок, конечно же, не дает такую возможность. Также навыки, полученные во время работы над проектом, помогут им в социальной адаптации во взрослой жизни. Ведь оформление - один из способов дополнительного, а, может, и основного заработка. Хочется сказать, что пятерка, полученная ребятами на уроке, не может сравниться с тем моральным и нравственным удовлетворением, когда ребята слышат слова благодарности от тех, для кого они все сделали. Родителям, безусловно, приятно читать о своих детях на страницах районной газеты. Есть и такие ученики, чей выбор профессии был обусловлен именно участием в работе над социальным проектом.

Основными критериями успешности проекта являются радость и чувство удовлетворения всех его участников от сознания собственной значимости и приобретенных навыков. Социальный характер как раз и проявляется в том, что работа нравится окружающим и практически используется. «Ребята со своими наставниками, как по мановению волшебной палочки, превратили детские беседки в яркие веселые теремки, в которых живут забавные зверушки. Приятно осознавать, что все это сделано с любовью и во имя добра», - говорит заведующая детским садом, заказчик проекта «Радуга».

Для учеников все проекты, выполненные ими, ценны и значимы. Но наиболее высокую оценку общественности получили проекты: «Радуга» (участник областной акции «Ярмарка добрых дел»), «Море книголюбов» (победитель муниципального этапа конкурса социальных проектов «Я - гражданин Воронежской области» в 2011 году) и «Комната, в которой ждет тебя тепло», занявший второе место в областном конкурсе социальных проектов «Я - гражданин Воронежской области» в 2012 году.

Нельзя сказать, что в работе не возникали проблемы. Чтобы их не было, учителю необходимо хорошо продумать организацию проекта (тему, цели, задачи), овладеть методическими приемами, освоить технические средства, работать над собой. Но результат стоит всех этих усилий!

Категория: Внеурочка
21.07.2016 12:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!