СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ритм существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение и ритм.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен и взрослым, и детям.
Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания широко используется многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании всесторонне развитой личности, приобщает ребенка к миру прекрасного, воспитывает художественный вкус.
Занятие ритмикой дают дополнительные возможности к снижению гипоактивности детей и активизацию более глубоких процессов развития. Ведь доказано, что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных окончаний. В то же время движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.
Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности: движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
На первоначальной стадии обучения для детей дошкольного возраста целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности, разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.
В данной программе представлены различные разделы, которые объединяет игровой метод проведения занятий. Так в танцевально-ритмическvю гимнастику входят: ритмика, строевые упражнения, танцевальные упражнения, ориентировка в пространстве.
Нетрадиционные виды упражнений представлены пластическими этюдами, пальчиковыми, речевыми играми, музыкально - подвижными играми.
Раздел «Креативное движение» включает музыкально-творческие задания и психогимнастику.
Цель, задачи, формы.
Основной целью занятий является содействие всестороннему развитию личности дошкольников, развитие физических, музыкально-ритмических способностей средствами движения, музыки, игровой пластики и ритма.
Оптимизируя процесс обучения, программа направлена пробудить желание продолжать образование в этом направлении в школьном будущем (содействие в поступление в музыкальную школу, хореографический коллектив), привести детей к пониманию танца, как средства общения между людьми. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья.
Способствовать оптимизации роста и развитие опорно - двигательного аппарата;
Способствовать формированию правильной осанки, красивой походки;
Содействовать профилактике плоскостопия;
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма ребенка.
2.Развитие двигательных качеств и умений.
Развивать мышечную силу, гибкость, ловкость, выносливость, координацию;
Развивать умение ориентироваться в пространстве;
Формировать лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм детей в музыкально-ритмической деятельности.
Развивать чувство ритма.
3. Развитие творческих и созидательных способностей ребенка.
Развивать мышление, воображение, находчивость, познавательную активность,
расширять кругозор;
Обогащать дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке разных жанров посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями.
воспитывать любовь и интерес к музыке,
Формировать навыки самостоятельного движения под музыку;
Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощённости, творчества в движениях;
4.Развитие и тренировка психических процессов
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Совершенствовать исполнительское мастерство в движении по одному и в парах, воспитывать умение вести себя в группе с другими детьми во время движения; Стимулировать проявление индивидуальности;
Развивать инициативность, лидерство, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
Воспитывать умения сопереживать другим людям и животным;
Формировать чувство такта и культурных привычек в процессе группового движения.
При составлении системы занятий учитывались основные принципы:
а) от простого, к сложному.
б) исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком, самостоятельно, возрастные и психологические особенности этого возраста, физические возможности.
в) систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Принципы отбора содержания и реализации программы:
Принцип тесного взаимодействия с семьей и дошкольным учреждением;
Принцип гуманизации;
Принцип развития ребенка через двигательный мир
Содержание программы
В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ.
Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий.
Программа рассчитана на 6 месяцев обучения: с ноября по апрель, для детей
старшего возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия - один академический час –25 - 30 минут.
Обучение детей проходит на специально организованных занятиях во второй половине дня.
Способ организации – подгруппа.
Количественный состав – до 12 детей
Занятия с каждой подгруппой проводятся 2 раза в неделю.
В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.
В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: танцы, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры.
В основе специально – разработанного репертуара - классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.
Занятия ритмикой делятся на несколько видов:
Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе. Объясняются приемы исполнения движений.
Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.
Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.
Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.
Построение занятий.
Программа состоит из 3 этапов: l – первый уровень сложности, ll – второй уровень сложности, lll – уровень сложности. На первом этапе проводятся сюжетно игровые занятия, акцент делается на ориентацию в пространстве в виде перестроений, имитационные движения (передача образа, характера). Каждое занятие имеет свою тему, небольшой сюжет: «Мир игрушки», «Мир сказки», «Любимые персонажи». Вносятся персонажи - «помощники» педагога, что позволяет провести занятие в виде игры в легкой, доступной для детей форме. «Помощник» способствует активизации внимания, эмоционального настроя и заинтересованности детей. На втором этапе: «Веселые предметы», «Мир природы» - акцент делается на развитие и закрепление танцевальных навыков в работе с предметами. Третий этап: «Музыкальный калейдоскоп» - направлен на выразительность движений, постановке композиций, танцев. Занятия завершает отчетный концерт для родителей «В движении круглый год». В конце каждого занятия дети заполняют свой журнал (альбом для рисования), где наклеивается изображение либо предмет «помощника». Если изображение яркого цвета (например, красного) – то ребенок занимался хорошо, если изображение бледного цвета - то ребенок занимался не в полную силу, отвлекался. Ведение журнала решает несколько задач: 1) дисциплинирует и активизирует детей, так как каждый хочет иметь более красочный альбом; 2) при просмотре своего альбома, ребенок, вспоминает и закрепляет пройденный материал; 3) способствует развитию мелкой моторики, так как нужно работать с самоклеющейся пленкой; 4) это отчет для родителей, так как кружок платный.
Эти журналы используются для проведения диагностики в игровой форме. Ребенок открывает любою страничку своего журнала, по картинке вспоминает, какая тема, какие движения, какой образ и выполняет соответствующие танцевальные, имитационные движения. Педагог определяет уровень музыкально-ритмических, выразительных навыков и способностей.
Занятие строится в 3х-частной форме.
1 часть - вводная. Сюда входят строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевально - ритмическая гимнастика или разминка. Занимает 5-10 мин.; по состоянию детей и зависит от целей занятий.
2 часть - основная, разнообразная по видам деятельности.
Это и танцевальные упражнения, и пластические этюды, и музыкальные творческие игры, разучивание или сочинение танца и т.д. (по усмотрению педагога). Занимает 15 -20 мин.
3 часть - заключительная, по усмотрению педагога, исходя из степени усталости детей. Это музыкальные подвижные игры или психогимнастика. Занимает 3-5 мин.
Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки –пальчиковые игры.
Особенности методики обучения.
Целостный процесс обучения танцевальным упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:
а) начальный этап - обучение упражнению, название, объяснение техники, опробование;
б) этап углубленного изучения упражнения;
в) этап закрепления и совершенствования упражнения.
Характеристика разделов систематических занятий.
1 раздел - «Ритмика» - сюда входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкально - ритмические задания, игры.
2 раздел - «Строевые упражнения» - дисциплинируют, помогают освоить основные навыки, которые впоследствии пригодятся детям на уроках физкультуры.
3 раздел - «Ориентировка в пространстве»- способствует быстрому разучиванию
хороводов и русских народных танцев, основанных на перестроении. Развивают находчивость, самостоятельное мышление, умение действовать как сообща, так и единолично.
4 раздел – «Танцевальные упражнения» - направлены на формирование танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, такие танцевальные формы как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический тaнец.
5раздел – «Креативное движение» - включает в себя два вида нетрадиционных упражнений, специальных заданий.
а) музыкально - творческие задания - импровизация под музыку, коммуникативные, танцевальные игры, самоанализ и оценка чужих действий - это дает возможность ребенку проявить себя, как творческую личность.
б) «психогимнастика» - курс этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики, как ее познавательной, так и эмоциональноличностной сферы. Включает в себя пантомиму, игры с мимикой лица, коллективные упражнения, направленные на доброжелательное отношение друг к другу. В ходе занятий дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, у них «культивируются» положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), исчезает неуверенность в себе.
6 раздел - «Пальчиковые игры» - служат основой для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игpy, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
7 раздел – «Музыкально - подвижные игры» - применяются почти на всех занятиях, являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования, все то, что требуется для хорошего настроения и поставленной цели.
8 раздел – «Сюжетные и театрализованные досуги», объединяют все виды деятельности, выполняют роль отчётных мероприятий, объединяющих родителей и детей.
Характеристика этапов работы с детьми
Подготовительный этап:
а) всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника. Назначение диагностики музыкально-ритмических способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогу грамотно развивать ребенка его индивидуальных возможностей.
б) Создание условий необходимых для реализации программы
«Подручный» материал: Платочки, платки, кокошники, шляпы
Ленты (0,5 – 1,2 метра), цветы, листья
Корзинки, мячи, обручи, палки, куклы
Ложки, трещетки, палочки, балалайки, гармошки
Костюмы для выступлений, атрибуты
Технические средства.
Основной этап.
Данный этап характеризуется созданием:
а) предварительного представления об упражнении,
б) углубленным разучиванием,
в) закреплением фигур танца.
На стадии предварительного представления об упражнении педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения (движения), а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.
Углубленное разучивание упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
Закрепление и совершенствование фигур танца характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Задача педагога на этой стадии состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями (танце).
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности, осмысленнее воспринимает музыку. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания. Они с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений, конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенные. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение, имеют большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально-ритмических навыков.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.
Ожидаемые результаты
Должны уметь:
- заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью.
- самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли).
- использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.
Должны знать:
-некоторые виды танца (рус., тат. нар. танец, эстрадный, классический т. д.)
- некоторые приёмы исполнения движений
- позиции рук, ног
Должны иметь представления:
- о танцевальной культуре
- танцевальных профессиях
В течении года, используя полученные знания и умения, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском саду.
© 2015, Ибрагимова Ирина Леонидовна 793