СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогнозы: «Каким должен быть современный урок?» в контексте новых образовательных технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Набирающие  силу  рыночные  отношения  выталкивают  педагогику  и школу  в совсем иное общественно-образовательное  пространство,  ставят непривычные для старшего поколения  педагогов  задачи. Цели рыночных педагогик сводятся преимущественно к созданию условий для развития  и самореализации  людей,  обратившихся  за  педагогическими  услугами.  Не образование,  а образовательные услуги,  не воспитание,  а удовлетворение потребностей,  не развитие, а   конкретная польза от утилитарных знаний - наши  завтрашние  цели.  Поэтому,  нужно  приспосабливаться, учиться жить и действовать в новых условиях. Сегодня все накопленное педагогикой богатство нужно научиться приспосабливать к новым реалиям.

     В рыночной педагогике  правит заказчик. Он  покупает  то, что ему нужно, и отказывается от недоброкачественной  услуги. Он  платит за конечный результат.  Следовательно,  педагог,  чтобы оказать качественную  услугу  и получить за  нее  хорошее  вознаграждение,  обязан  думать о качестве своего урока.  Именно о качестве.  Ведь ничего лучшего, чем урок еще не придумано.  Но в массовых школах уроки страдают  от

  • некачественной подготовки;
  • плохого расчета;
  • непродуманной импровизации;
  • нарушении  педагогических закономерностей.

   Только повысив уровень подготовки уроков,  можно всерьез рассчитывать на больший успех  даже  без изменений технологии.  Школьные будни  убеждают:  преимущество  всегда  имеет  тот  учитель,  который тщательно рассчитал  урок,  предусмотрел  варианты,  оптимизировал  процесс,  наметил  гибкую  систему  управления

    Урок – это труд в определенный промежуток времени.  Причем, труд  и учителя, и учеников.  Без труда нет результата.    Если учитель будет знать, что о его работе будут судить только по  конечному результату, он сам не позволит себе потерять ни одной секунды урока.

   И  учеников  приучать  к  безделью  на  уроке  мы  не имеем права.  Интенсивность на уроках нужно поднимать. Постепенно вырабатывать учебную тренированность,  привычку  долго  и  напряженно  работать, которые,  сформировавшись,  повышают  продуктивность  познавательного труда.                                                                                                                           Еще   недавно в социалистической педагогике не было особых разногласии по поводу планирования уроков. Связанные с ним вопросы были разработаны более-менее определенно. В плане педагогам предлагалось отражать следующие моменты:

  • Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  • Название темы урока и класса, в котором оно проводится;
  • Цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • Структура урока с указанием последовательности его этапов и  примерного распределения времени по этим этапам;
  • Содержание учебного материала, методы и приемы работы учителя ;
  • Учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • Задание на дом.   Каждый  урок  предполагал  достижения  триединой  цели:  обучить, воспитать, развить.

      Благодаря  настойчивой  реализации  этих  требовании  советская  школа достигла больших успехов. Но теперь этих школ нет, теперь школы,  тяготеющие  к  рыночному  выбору.  Пока учителя на распутье  –  одни  педагоги  категорический  не приемлют  рыночных  условий,  другие  находят себя в частных  предпринимательских  структурах,  предоставляющих образовательные  услуги,  где требования  к  уроку  существенно  изменены.  Выскажусь предельно ясно.  В современном уроке главной и ведущей должно сохраниться идея всестороннего гармонического развития, подчиняя ей реализацию основных задач:

  • Создание условий для  развития и самореализации ученика;
  • Удовлетворение запросов и потребностей ученика;
  • Развитие потребностей пополнять знания на протяжении всей жизни;
  • Воспитание для жизни в цивилизованном гражданском обществе.

      Как сформулировать  цели на каждый  конкретный урок  – решать самому учителю. Возможно, пока не следует отклоняться от триединой цели - обучить, воспитать, развить. Но на первый план выдвинуть не обучение как самоцель, а удовлетворение запросов учеников. Учить надо не тому, что мы определяем сами, а тому, что потребуется школьникам. Какие уроки хорошие, какие плохие – никто сказать не сможет. Хорошие те, из которых ученики  вышли удовлетворенными и знания, полученные на уроке пригодилось в их дальнейшей жизни.  Идя на урок  педагог должен-

  • выбрать точную цель на каждое занятие;
  • определить содержание обучения;
  • определить долю самостоятельной работы учеников;
  • определить долю своего участия в реализации цели.

     Современный урок – это урок демократический. Такой урок проводится не для детей, а вместе с ними, организованный и управляемый с учетом их потребностей и запросов. Следующий аспект- это взаимоотношение между учениками и учителем. Здесь и правильная дистанция, и выверенное общение, объективный и доброжелательный контроль, продуманное стимулирование, и доверие.

    Непременное требование к современному уроку – это высокий конечный результат, продукт   заданного количества и качества.   К уроку педагог должен идти с программой управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления, на мой взгляд- это  краткий и конкретный произвольно  составленный  документ, в котором педагог фиксирует  все важные для него моменты  управления процессом обучения: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д. В такой программе четко определяется, что делает учитель и что делают его ученики в каждую минуту урока.

 Мы знаем, что учителя редко пользуются планами на уроках, и у многих они еще пишутся на всякий случай. С программой управления так обходиться невозможно. Программа – это опорный  конспект для управления мышлением, действиями учеников, сценарий делового сотрудничества.  По ней учитель сверяет правильность выполнения  своих  предварительно намеченных  действии, дирижирует ходом познавательной деятельности.

   Кратко подытожив , можно очертить определяющие признаки современного продуктивного урока:

-нацеленность на всестороннее гармоническое развитие в сочетании с предоставлением возможностей самореализации каждому ученику с учетом его возможностей, интересов и жизненных планов;

-научным обоснованием стратегии и тактики управления познавательной  деятельностью  учеников;

-напряженной, посильной, хорошо организованной и результативной  познавательной работой всех учащихся в классе;

-тщательной диагностикой причин, влияющих на качество занятий;

-творческим и нестандартным  подходом к  решению конкретных задач;

-сотрудничеством  учителей  и учеников, индивидуальным подходом с учетом реальных возможностей каждого ученика;

-эффективным использованием  каждой рабочей минуты учебного занятия;

-атмосферой демократизма, деловитости, стимулирования, ответственности всех участников  образовательного процесса за результаты общей работы.

    Технология индивидуализированного обучения, технология обучения по А.З.Рахимову дают прекрасные возможности для  совместной работы учителя и ученика на уроке. Ученики постоянно овладевают навыками самостоятельной работы с новым незнакомым материалом. Это создает все предпосылки для дальнейшего самообразования.

       Резко повышается качество уроков. Если  на обычных уроках время самостоятельной работы учеников составляет не более 20-25%, то при индивидуализированном обучении время активной работы  увеличивается до 70-90% времени урока.

  Сильно повышается  учебная мотивация учеников. Ученикам нравится работать самостоятельно. И я предоставляю им такую возможность.

   Повышается профессионализм учителя.

    В каждый  момент урока каждый ученик знает, как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет быть хуже других. Кроме этого и учитель в любой момент видит, кто отстает и кому нужна помощь. И третье,  ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю для проверки домашнего задания, подходят к доске, чтобы поставить крестик. С каждого урока ученик уходит с оценкой, а оценка не зависит от учителя. Сколько ученик делал на уроке, столько и получил. Как правило, в начале урока ученик, заранее зная, сколько задании надо выполнить, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли они этой цели. Так формируется адекватная  самооценка личности.

    Еще это позволяет избежать перегруженности ученика.  На уроке каждый ученик сам выбирает себе определенный уровень трудности и работает в своем темпе. Поскольку все  дети разные, то и могут они усвоить за одно и тоже время разное количество учебного времени.

    А задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, чтобы ученик сам выбрал наивысший для себя уровень трудности и работал с наивысшим для себя темпе, в том, чтобы с урока  даже самый слабый ученик уходил, зная обязательный минимум учебного материала, а сильный ученик получал полную нагрузку соответствующую его способностям.  

       Подготовить  и  провести  такой  урок очень непросто. Для этого надо много знать, и много уметь, много думать, очень хотеть, ответственно относиться к своим учительским обязанностям,  но больше всего – выйти на современный уровень педагогического мышления. 

 

Категория: Всем учителям
29.12.2014 10:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!