СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Набирающие силу рыночные отношения выталкивают педагогику и школу в совсем иное общественно-образовательное пространство, ставят непривычные для старшего поколения педагогов задачи. Цели рыночных педагогик сводятся преимущественно к созданию условий для развития и самореализации людей, обратившихся за педагогическими услугами. Не образование, а образовательные услуги, не воспитание, а удовлетворение потребностей, не развитие, а конкретная польза от утилитарных знаний - наши завтрашние цели. Поэтому, нужно приспосабливаться, учиться жить и действовать в новых условиях. Сегодня все накопленное педагогикой богатство нужно научиться приспосабливать к новым реалиям.
В рыночной педагогике правит заказчик. Он покупает то, что ему нужно, и отказывается от недоброкачественной услуги. Он платит за конечный результат. Следовательно, педагог, чтобы оказать качественную услугу и получить за нее хорошее вознаграждение, обязан думать о качестве своего урока. Именно о качестве. Ведь ничего лучшего, чем урок еще не придумано. Но в массовых школах уроки страдают от
Только повысив уровень подготовки уроков, можно всерьез рассчитывать на больший успех даже без изменений технологии. Школьные будни убеждают: преимущество всегда имеет тот учитель, который тщательно рассчитал урок, предусмотрел варианты, оптимизировал процесс, наметил гибкую систему управления
Урок – это труд в определенный промежуток времени. Причем, труд и учителя, и учеников. Без труда нет результата. Если учитель будет знать, что о его работе будут судить только по конечному результату, он сам не позволит себе потерять ни одной секунды урока.
И учеников приучать к безделью на уроке мы не имеем права. Интенсивность на уроках нужно поднимать. Постепенно вырабатывать учебную тренированность, привычку долго и напряженно работать, которые, сформировавшись, повышают продуктивность познавательного труда. Еще недавно в социалистической педагогике не было особых разногласии по поводу планирования уроков. Связанные с ним вопросы были разработаны более-менее определенно. В плане педагогам предлагалось отражать следующие моменты:
Благодаря настойчивой реализации этих требовании советская школа достигла больших успехов. Но теперь этих школ нет, теперь школы, тяготеющие к рыночному выбору. Пока учителя на распутье – одни педагоги категорический не приемлют рыночных условий, другие находят себя в частных предпринимательских структурах, предоставляющих образовательные услуги, где требования к уроку существенно изменены. Выскажусь предельно ясно. В современном уроке главной и ведущей должно сохраниться идея всестороннего гармонического развития, подчиняя ей реализацию основных задач:
Как сформулировать цели на каждый конкретный урок – решать самому учителю. Возможно, пока не следует отклоняться от триединой цели - обучить, воспитать, развить. Но на первый план выдвинуть не обучение как самоцель, а удовлетворение запросов учеников. Учить надо не тому, что мы определяем сами, а тому, что потребуется школьникам. Какие уроки хорошие, какие плохие – никто сказать не сможет. Хорошие те, из которых ученики вышли удовлетворенными и знания, полученные на уроке пригодилось в их дальнейшей жизни. Идя на урок педагог должен-
Современный урок – это урок демократический. Такой урок проводится не для детей, а вместе с ними, организованный и управляемый с учетом их потребностей и запросов. Следующий аспект- это взаимоотношение между учениками и учителем. Здесь и правильная дистанция, и выверенное общение, объективный и доброжелательный контроль, продуманное стимулирование, и доверие.
Непременное требование к современному уроку – это высокий конечный результат, продукт заданного количества и качества. К уроку педагог должен идти с программой управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления, на мой взгляд- это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует все важные для него моменты управления процессом обучения: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т.д. В такой программе четко определяется, что делает учитель и что делают его ученики в каждую минуту урока.
Мы знаем, что учителя редко пользуются планами на уроках, и у многих они еще пишутся на всякий случай. С программой управления так обходиться невозможно. Программа – это опорный конспект для управления мышлением, действиями учеников, сценарий делового сотрудничества. По ней учитель сверяет правильность выполнения своих предварительно намеченных действии, дирижирует ходом познавательной деятельности.
Кратко подытожив , можно очертить определяющие признаки современного продуктивного урока:
-нацеленность на всестороннее гармоническое развитие в сочетании с предоставлением возможностей самореализации каждому ученику с учетом его возможностей, интересов и жизненных планов;
-научным обоснованием стратегии и тактики управления познавательной деятельностью учеников;
-напряженной, посильной, хорошо организованной и результативной познавательной работой всех учащихся в классе;
-тщательной диагностикой причин, влияющих на качество занятий;
-творческим и нестандартным подходом к решению конкретных задач;
-сотрудничеством учителей и учеников, индивидуальным подходом с учетом реальных возможностей каждого ученика;
-эффективным использованием каждой рабочей минуты учебного занятия;
-атмосферой демократизма, деловитости, стимулирования, ответственности всех участников образовательного процесса за результаты общей работы.
Технология индивидуализированного обучения, технология обучения по А.З.Рахимову дают прекрасные возможности для совместной работы учителя и ученика на уроке. Ученики постоянно овладевают навыками самостоятельной работы с новым незнакомым материалом. Это создает все предпосылки для дальнейшего самообразования.
Резко повышается качество уроков. Если на обычных уроках время самостоятельной работы учеников составляет не более 20-25%, то при индивидуализированном обучении время активной работы увеличивается до 70-90% времени урока.
Сильно повышается учебная мотивация учеников. Ученикам нравится работать самостоятельно. И я предоставляю им такую возможность.
Повышается профессионализм учителя.
В каждый момент урока каждый ученик знает, как он выглядит по сравнению с другими учениками. Никто не хочет быть хуже других. Кроме этого и учитель в любой момент видит, кто отстает и кому нужна помощь. И третье, ученики непрерывно двигаются, подходят к учителю для проверки домашнего задания, подходят к доске, чтобы поставить крестик. С каждого урока ученик уходит с оценкой, а оценка не зависит от учителя. Сколько ученик делал на уроке, столько и получил. Как правило, в начале урока ученик, заранее зная, сколько задании надо выполнить, ставят себе цель, а в конце урока выясняют, достигли они этой цели. Так формируется адекватная самооценка личности.
Еще это позволяет избежать перегруженности ученика. На уроке каждый ученик сам выбирает себе определенный уровень трудности и работает в своем темпе. Поскольку все дети разные, то и могут они усвоить за одно и тоже время разное количество учебного времени.
А задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, чтобы ученик сам выбрал наивысший для себя уровень трудности и работал с наивысшим для себя темпе, в том, чтобы с урока даже самый слабый ученик уходил, зная обязательный минимум учебного материала, а сильный ученик получал полную нагрузку соответствующую его способностям.
Подготовить и провести такой урок очень непросто. Для этого надо много знать, и много уметь, много думать, очень хотеть, ответственно относиться к своим учительским обязанностям, но больше всего – выйти на современный уровень педагогического мышления.
© 2014, Гареева Рамзиля Рамзиевна 493