СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное образование и занятость молодежи: ХХI век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные вызовы в экономической, социальной и политической жизни нашей страны оказывают свое определенное влияние на население в целом, а также на отдельные сферы жизни. Создание искусственного интеллекта, роботизация, развитие цифровой экономики – этими словами характеризуется Четвертая промышленная революция, которая затрагивает и сферу занятости. Будущее состояние рынка труда омрачено негативными последствиями революции: исчезновение мало-, средне- и высококвалифированных мест, рост безработицы, отпадет необходимость многих профессий, предъявляются новые требования к уровню образования и квалификации. Технологизация становится неотъемлемой частью рынка труда, которому необходимо быть способным адаптироваться под меняющиеся условия и достижения.

Молодые люди на рынке труда являются наиболее мобильной категорией работников. Необходимость анализа занятости молодежи и решения ее проблем обусловлена в первую очередь тем, что молодежь в сегодняшней России – это почти 18% от всего населения (порядка 26,6 миллионов человек), а во-вторых, именно молодежь является будущим страны, и по уровню ее образования, стартовых условий ее деятельности зависит последующее развитие любой сферы производства. С одной стороны, молодежь находится в более выигрышной позиции по сравнению с другими возрастными группами, поскольку она обладают различными ресурсами, в числе которых современное образование, здоровье, желание занять свою нишу на рынке труда и реализовать собственный потенциал, а с другой – она же является и более беззащитной и несостоятельной по отношению к ряду требований рынка труда и работодателей в силу отсутствия профессионального опыта и завышенных требований.

По данным Росстата (учет по методике МОТ), на конец 2016 года средний уровень безработицы по России составлял 5,5%, в то время как уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет – 6,4%. Если сравнивать с 2014 годом, то во всех трех группах (15-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет) количество безработной молодежи увеличилось на 7%. Данные ВНИИ труда свидетельствуют, что 30 % выпускников, которые на находят работу с достойной оплатой труда, работают не по специальности. Эксперты связывают эти тенденции с экономическим кризисом, который существенно повлиял на деятельность предприятий, а при сокращении объемом производства произошло и сокращение рабочих мест.

Трудовая социализация и адаптация молодежи, развитие профессиональных возможностей являются не только направлением политики государства, но и объективной проблемой современного общества. Представления молодежи о профессиях и состоянии рынка труда часто оторваны от действительности. Это проявляется в том, что решение о выборе профессии у современных выпускников учебных заведений часто бывает продиктовано приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей; а также в том, что молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные» и «выгодные». Все это свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения и низком уровне социально-трудовой адаптации. Из проблемы занятости молодежи непременно вытекает проблема профессионального самоопределения и становления человека, выбора его жизненного пути.

Таким образом, современная ситуация на молодежном рынке труда характеризуется нестабильностью, дисбалансом между требуемыми рынком труда профессиями и специальностями, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях и запросами молодых людей. Поэтому, для современного российского общества проблема занятости и безработицы молодежи приобретает особое значение.

Профессиональная ориентация и профессиональный выбор

В настоящее время проблема профориентации в России приобретает особую актуальность в связи с экономическим кризисом, непростой политической ситуацией и реформированием системы образования РФ, в том числе введение профильного обучения в старших классах, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Нельзя не учитывать и стремительное развитие инновационных технологий, которые непосредственно влияют на структуру рынка труда и диктуют новые условия и требования к работникам.

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как «система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах». Выделяют следующие методы профориентационной работы в образовательном учреждении:

  • информационно-справочные, просветительские методы: краткие описания профессий (профессиограммы); справочная литература; информационно-поисковые системы, к которым относятся: профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т. п.;
  • методы профессиональной психодиагностики, которые состоят из определенных тестов, способных выявить интересы, способности и личностные характеристики: интервью разных типов (закрытого и открытого); опросники профессиональной мотивации и способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации (опрос друзей, педагогов), использование различных игровых и тренинговых ситуаций и т. д.;
  • методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, «праздники труда», и т. п.;

В настоящее время существует следующие формы профориентации – центры планирования карьеры (ЦПК), центры физико-математическоой подготовки, лицеи при политехнических вузах, гимназии общегуманитарной направленности и др. Перечисленные формы профориентации, обусловленные переходом школ на профильное обучение с доминированием двух-трех профилей (физико-математический, экономический, общеобразовательный), нацеливают выпускника главным образом на узкую предметную область. И если это совпадает со склонностями и запросами выпускника, то следует признать успешность профориентации за счет обучения в профильном классе.

В профориентационной работе в средних общеобразовательных учреждениях педагогам важно обращать внимание на существование нескольких отличных друг от друга типов личности и на своеобразие проявления их сильных сторон в учебной и внеучебной деятельности. В зависимости от типа выраженности и объема активности В.Н. Келасьев выделил пять типов учащихся:

1. Первый тип. Он характеризуется наличием высокой активности в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Здесь два фокуса выраженной активности (в учебе и во внеучебной работе), последний проявляется в увлечениях, развитых склонностях. Учащимся данного типа доступны очень многие виды труда и это наиболее легких тип учащихся в работе по профессиональному самоопределению. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь выявить сильные стороны, интересы и способности, а также содействовать дальнейшему развитию активности школьника и использовать имеющиеся уже формы в целях подготовки к выбору профессии.

2. Второй тип. Учащиеся данного типа обладают высокой выраженной активностью только в учебных видах деятельности и сосредоточены в основном на деятельности с преобладанием словесно-логических компонентов. Задача педагога – стимулировать процесс самопознания и путем вовлечения в другие виды деятельности расширять сферу их активности, распространять ее на другие виды деятельности, чтобы подготовка к выбору профессии проходила интенсивно и менее односторонне. В основе их активности может лежать трудолюбие и чувство ответственности. Учащихся данного типа можно ориентировать на поступление в учреждения среднего профессионального образования, необходимо знакомить их с различными видами профессий и раскрывать перспективы профессиональной карьеры.

3. Третий тип отличается выраженной активностью во внеучебных видах деятельности, то есть через самостоятельные занятия, увлечениях, развитых склонностях. Ученики имеют определенные увлечения, склонности к определенным видам труда, но в силу посредственной успеваемости они не могут ориентировать себя на продолжение образования. Чаще всего они не проявляют себя в учебной деятельности и их сильные стороны могут отчетливо не проявляться, тем самым определяя сложность профориентацинной работой с такими учащимися. Необходимо ориентироваться на их активности и интересы, но останавливаться только на одном виде деятельности, что является характерной отрицательной чертой данного типа. Необходимо раскрывать и узнавать те виды деятельности, в которых бы проявлялись увлечения и сильные стороны ученика.

4. Четвертый тип. Он характеризуется наличием удовлетворительной, но не выраженной активности как в учебной, так и внеучебной деятельности. Дифференцирует их прежде всего трудности при овладении учеными предметами. Интересы во внеучебной деятельности проявляются в повседневной активности, конкретных делах, поэтому не привлекают внимания учителя. Здесь необходимо, чтобы стихийный выбор профессии стал более осознанным и совершался с учетом склонностей. Данный тип учащихся является более сложным в работе по профессиональному самоопределению. Задача педагога – не только диагностировать интересы, но и способствовать их развитию.

5. Пятый тип. Обладает пассивностью в учебной и внеучебной деятельности. Такие ученики менее подготовлены к выбору профессии, поскольку у них не развиты интересы, и они отличаются социальной инфантильностью. У учащихся данного типа не может быть любимых предметов, не развиты и не выражены увлечения и интересы. Данная группа школьников наиболее сложна с точки зрения проведения мероприятий по профессиональному самоопределению.

Вышеуказанная типология представляется актуальной, поскольку в каждом классе есть учащиеся, относящиеся к тому или иному типу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

Касаткина Н.П. понимает профессиональный выбор как «целерациональную деятельность по самореализации и саморазвитию в соответствие с комплексом знаний и компетенций, нормативно-ролевыми, этическими принципами конкретных профессий и видов деятельности». В соответствие с данным понятие формирование профессионального выбора в системе «школа-вуз-рынок труда» определяется знаниями, компетенциями, навыками социальной активности, тем, что относится к накоплению человеческого капитала, зависящего от состояния и социального положения семьи, характеристик социальной среды (места проживания, доступности ресурсов, информации, образования и его качества)

В процессе профессионального самоопределения молодежи в данной системе можно выделить следующие периоды актуализации выбора: при завершении общего среднего образования; обучение в вузе и выпуск из него; первый год на рынке труда после окончания вуза. Профессиональный выбор впервые (в будущем этот выбор может изменяться) совершается в момент окончания средней школы (полной или неполной), и здесь он жестко связан с одновременным выбором следующей ступени образования.

Рощина Я.М. и Другов М.А. выделили факторы, влияющие на профессиональный выбор. По их мнению, часть факторов, определяющих выбор специальности, действуют на уровне общества в целом или на уровне региона, например, региональные особенности рынка труда, представления о престижности профессии, соотношение спроса и предложения, средний уровень заработной платы. Узнать, как влияют те или иные факторы на конкретного человека сложно, поэтому авторы на основе общих теоретических подходов, выдвинули предположение, что основными факторами будут:

  • способности и личные склонности школьника;
  • ценностные ориентации и представления о престижности занятий;
  • накопленный человеческий капитал (знания, здоровье и пр.);
  • качество образования и характеристики школы;
  • объемы семейного капитала (человеческий, материальный, социальный), профессии родителей;
  • поселенческие характеристики (регион, размер города, удаленность от областного центра).

Правильный выбор профессии влияет на самореализацию человека и его профессиональное становление в будущем. Для это необходимо, во-первых, правильно определить свои профессиональные склонности. Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определенные индивидуально-психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией, а также состояние здоровья и отсутствие противопоказаний к занятию определенными видами деятельности. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определенных успехов, но за счет перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму. Во-вторых, следует правильно оценивать свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры. В-третьих, нужно учесть конъюнктуру рынка труда и ее ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности. В-четвертых, нужно исходить из реальных возможностей получения образования.

При выборе учеником конкретной профессии он должен руководствоваться всеми вышеперечисленными положениями, а также как предлагает Е. А. Климов, при выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии квалификации;
  • требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека;
  • профессионально-образовательные возможности оптанта (уровень образования, допрофессиональная и профессиональная подготовка, квалификация);
  • перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;
  • особенности выбираемой профессии (условия труда и оплаты);
  • противопоказания и ограничения по возрасту и полу.

Помимо перечисленных обстоятельств Е.А. Климов выделяет другие типы обстоятельств (второстепенные), которые учащийся может принять во внимание при планировании своего профессионального будущего и профессионального становления:

  1. Позиция старших членов семьи.
  2. Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.
  4. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.
  5. Уровень притязания учащегося на общественное призрение. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.
  6. Уровень информированности.
  7. Склонности к тем или иным видам деятельности.
  8. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай полной неопределенности, и случай отсутствия).

Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, школьнику необходимо проанализировать многие составляющие рынка труда и своих особенностей. Поэтому при выборе профессии и направления подготовки молодые люди сталкиваются с трудностями, основными причинами которых являются:

  • асимметрия профессионального будущего. Понятие, описанное Э.Ф. Зеером как специфическое проявление прогнозирования социально профессионального будущего подрастающего человека в постиндустриальном обществе;
  • устаревшие представления о престижных специальностях, не соответствующих реальным потребностям современного рынка труда вследствие незнания перспектив развития региона и внутренних противоречий в выборе профессии. Например, результаты региональных исследований Агентства труда и занятости г. Казани показали осведомленность старшеклассников о востребованных в регионе профессиях, однако, их выбор профессиональной сферы так и остается в диапазоне «престижных»: (экономика - 19,4%, здравоохранение - 17,2%, государственное управление - 17%), тогда как регион испытывает дефицит инженерных и рабочих кадрах, а также специалистах в традиционных отраслях экономики. Согласно исследованию о выявлении профессиональных намерений учащихся 9-х и 11-х классов, проведенное СПб ГБУ «ЦСЗ ПОМ «Вектор» учащиеся общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга также делают выбор в пользу наиболее известных профессий: программист, врач, инженер, тренер, экономист, юрист.
  • эпизодическая профконсультационная помощь вместо системной организации педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения в результате сформированного социального партнерства образовательных учреждений, предприятий и государственных служб. Именно через социальное партнерство С.Н. Чистякова видит решение интегративной, многоаспектной, комплексной и междисциплинарной проблемы профессиональной ориентации.

Для облегчения выбора профессии Министерством труда совместно с Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив и другими заинтересованными организациями был подготовлен «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования». Справочник включает 1620 специальностей. В него в основном вошли сквозные профессии, то есть профессии включающие как узкую специализацию, так и взаимопроникновение различных областей знаний: IT-специалисты, станочники, работники сферы услуг, маркетологи. Кроме того, появились и новые профессии, например оператор оборудования пространственного моделирования (3D-принтера) в строительстве, инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, разработчик Web- и мультимедийных приложений и т.д. Одно из предназначений «Справочника» - применение при формировании перечней направлений подготовки. Предполагается, что он также будет являться ориентиром для образовательных организаций, чтобы было понятно, на какие специальности сегодня нужно обратить внимание и как перестраивать учебные планы, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг в долгосрочной перспективе. Министерством также был разработан ранжированный перечень современных профессий, которые представляют собой «Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Критериями отбора в качестве востребованных послужили: массовость и прогнозируемый рост занятости по профессии в долгосрочной перспективе. Сюда включены те профессии, которые связаны с возникновением новых технологий и инновационных отраслей экономики, а также предполагающие изменения трудовых функций работника.

Создание государством Атласа и списка востребованных в будущем профессий не является эффективной помощью в профессиональном самоопределении молодежи, поскольку требуются более кардинальные изменения в сфере образования в области приведения образовательных программ в соответствие с массовым спросом на компетенции и особенностями конкретных профессий на рынке труда.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Особенности профессионального самоопределения в современных условиях и результаты проектно-исследовательской деятельности определили ключевые направления профориентационной работы для образовательных организаций: организация социального партнерства, широкое использование информационных и коммуникативных технологий, преодоление асимметрии профессионального будущего, создание актуального пространства выбора профессии, организация взаимодействия с личностью профессионала.

Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями

предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Необходимо как можно раньше определять профессиональные интересы в зависимости от способностей учащихся, их постоянно развивать и совершенствовать. Профессиональное самоопределение, а в конечном итоге и профессиональная компетентность имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека, а подготовка к нему формируется на всех уровнях обучения, развития и воспитания во всех образовательных учреждениях

Таким образом, процесс подготовки школьников к профессиональному выбору должен строиться на активном процессе построения, коррекции и реализации школьниками образовательно-профессиональных траекторий своего будущего с учетом многообразия возможностей и вариативности векторов их развития, оптимального соотнесения личностных особенностей, возможностей и интересов с потребностями и вызовами динамично изменяющихся социально-экономических систем современного рынка труда.

В процесс образования происходит активная переориентация оценки результатов образования с позиций «знаний, умений, навыков» на сформированность универсальных «компетенций» и «компетентностей» учащихся. Профориентационная работа среди школьников должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Категория: Прочее
24.01.2020 08:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!