СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности. Как и в процессе учебной деятельности самым существенным будут те изменения, которые происходят в ученике как ее субъекте. Данный вид деятельности стимулирует познавательных интерес школьников, развивает их творческие способности, самостоятельность, ориентирует их на не на простое изучение определённой темы, а на создание продукта.
Очень часто проектом и проектной деятельностью называют любую самостоятельную работу ученика. Однако, нельзя отождествлять данные понятия или думать о том, что данный вид деятельности может быть реализован только через самостоятельную работу. Необходимо понимать, что проект может в себя включать элементы различных видов работ, но подменять данные понятия недопустимо.
Понятие «проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей.
Большое значение имеет и разнообразие форм, в которых может осуществляться проектная деятельность, это дат возможность применения ее как средства формирования различных видов действий. Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий огромное значение приобретает умение сотрудничать, которое в свою очередь более успешно формируется в групповой работе. А проектная деятельность может осуществляться как индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (части урока, одного урока, нескольких уроков четверти и т.п.).
Уникальной является и сама структура данного вида деятельности, которая может варьироваться в зависимости от подготовленности ученика. Проектные задания могут состоять из одного или нескольких этапов, которые связаны между собой темой, сюжетом, целью, практикумом.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений, то есть универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для обучения ребенка проектной деятельности. В данном возрасте дети способны выдвигать гипотезы, не боятся экспериментировать, фантазировать. Как и в учебной деятельности ученик является субъектом, а учитель лишь его помощником и проводником. Но очень часто на первых этапах работы учитель может столкнуться с рядом проблем: низкий уровень самостоятельности учеников, неспособность длительное время удерживать в голове инструкцию, неумение самостоятельно выделить последовательность действий. Но учитывая особенности каждого конкретного ребенка и возможности использования проектной деятельности на каждом конкретном материале возможно научить ребенка работать с проектами
Проектная деятельность может осуществляться на уроках и во внеурочное время. Необходимым является и то, что в начальной школе при работе над проектами должна предшествовать работа с родителями, так как именно в данном возрасте родители чаще всего пытаются подменить деятельность ребенка своей собственной и вместо первых попыток овладения проектной деятельностью ребенком учителя сталкиваются с идеально сделанными проектами родителями.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать следующие особенности:
- темы детских проектных работ нужно выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
- Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
- Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как универсальными учебными
Можно говорить и о том, что использование проектов в начальной школе малоэффективно и носит формальный характер. Конечно проекты младших школьников не такие масштабные, но и цель использования данного вида деятельности в этом возрастном периоде другая. Необходимо создать базу для старшей школы, приучать ребёнка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.
Литература:
© 2020, Пономарева Наталья Николаевна 380