СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»
Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы
Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с семьёй младшего школьника, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.
Ведущую роль в сотрудничестве семьи и школы играет именно педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.
Сотрудничая с семьёй, учитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношения к своим обязанностям и т. д.
Взаимоотношения с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причём отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облачены в педагогически целесообразную, тактичную форму. Только в этом случае будет достигнуто правильное отношение между семьёй и школой.
В отношении с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения «учитель – родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников, т. е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако, отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:
- в отсутствии каких - либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребёнка;
- представления учителя и родителя друг о друге складываются, в этом случае, только со слов ученика, а потому нередко приобретают искажённый характер;
- возникает чувство взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликту.
Однако, в некоторых случаях, как уже говорилось выше, конфликт может рассматриваться и как показатель развития отношений педагога и родителей. Самое важное для разрешения возникающих противоречий – найти механизмы их преодоления, что, как правило, выводит взаимоотношения конфликтующих сторон на новый уровень - продуктивное сотрудничество.
Оказывая индивидуальную помощь в сотрудничестве семьи и школы, и воздействуя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред.
Для того что бы найти выход из возникающих конфликтов между педагогом и родителями, учителю необходимо соблюдать некоторые правила:
Именно отсутствие сотрудничества между учителем и родителями влияет на успеваемость школьника! Если результаты взаимодействия положительные (учитель активно работает с семьёй, выясняет и решает проблемы неудач школьника вместе с его родителями, выделяют способы решения сообща и т. д.), то и уровень успеваемости ребёнка будет выше. Если сотрудничества не наблюдается (учитель не обсуждает с родителями неудачи ребёнка, не подсказывает выход из сложившейся ситуации, не работает с семьёй во взаимодействии и т. д.), то, соответственно, и уровень успеваемости школьника будет намного ниже!
Для успешного сотрудничества, кроме традиционных методов (организация педагогического всеобуча, проведения родительских собраний, собеседования с отдельными родителями и т. д.) возможно, использовать следующие способы работы с родителями:
Можно предложить родителям анкету следующего содержания:
Результаты анкетирования дают нам возможность представить отношения родителей к педагогу, к сотрудничеству между ними.
Сотрудничество семьи и школы - это лишь составляющая часть всего процесса обучения. Но только при условии взаимопонимания между родителем и учителем можно добиться высоких результатов не только в воспитании младших школьников, но и в обучения!
© 2020, Михайлюк Анастасия Олеговна 301