СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы»

Проблема успеваемости младших школьников как результат отсутствия сотрудничества семьи и школы

Семья и школа являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения сотрудничать с семьёй младшего школьника, находить с ней общий язык, опираться на её помощь и поддержку.

Ведущую роль в сотрудничестве семьи и школы играет именно педагог, для него воспитание является профессией. Он имеет специальную подготовку и владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Сотрудничая с семьёй, учитель постоянно оценивает ребёнка, его поступки, успехи и неудачи в учении, отношения к своим обязанностям и т. д.

Взаимоотношения с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Здесь педагогу всегда надо иметь следующее: оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребёнка в целом, обязательно вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения. И второе. Отрицательно оценивая ребёнка, учитель тем самым, вольно или невольно, оценивает родителей. Причём отец и мать оцениваются и как личности и как воспитатели. Правильное требование, правильная оценка учителем ребёнка и воспитательных воздействий родителей должны быть облачены в педагогически целесообразную, тактичную форму. Только в этом случае будет достигнуто правильное отношение между семьёй и школой.

В отношении с родителями педагог вовлекается в ходе педагогического процесса в силу объективной необходимости. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения «учитель – родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников, т. е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок. Однако, отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий, а именно:

- в отсутствии каких - либо контактов учителя с родителями их действия становятся разрозненными и несогласованными, что наносит ущерб обучению и воспитанию ребёнка;

- представления учителя и родителя друг о друге складываются, в этом случае, только со слов ученика, а потому нередко приобретают искажённый характер;

- возникает чувство взаимного или одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что и приводит к конфликту.

Однако, в некоторых случаях, как уже говорилось выше, конфликт может рассматриваться и как показатель развития отношений педагога и родителей. Самое важное для разрешения возникающих противоречий – найти механизмы их преодоления, что, как правило, выводит взаимоотношения конфликтующих сторон на новый уровень - продуктивное сотрудничество.

Оказывая индивидуальную помощь в сотрудничестве семьи и школы, и воздействуя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживают жалобы учителей тем родителям, дети которых плохо ведут себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред.

Для того что бы найти выход из возникающих конфликтов между педагогом и родителями, учителю необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. выровнять уровень педагогических знаний учителя и родителей;
  2. достичь единой информированности сторон о ребёнке;
  3. усилить систему внеклассной работы (участники и родители и ребёнок)
  4. создать единую систему педагогических воздействий (единые требования к ребёнку и в школе и дома);
  5. выработать максимальное количество индивидуальных контактов с родителями;
  6. внимательно относиться к просьбам родителей (за исключением случаев, если они могут принести вред ребёнку);
  7. искать причины возникновения проблем у ребёнка совместно с родителями;

Именно отсутствие сотрудничества между учителем и родителями влияет на успеваемость школьника! Если результаты взаимодействия положительные (учитель активно работает с семьёй, выясняет и решает проблемы неудач школьника вместе с его родителями, выделяют способы решения сообща и т. д.), то и уровень успеваемости ребёнка будет выше. Если сотрудничества не наблюдается (учитель не обсуждает с родителями неудачи ребёнка, не подсказывает выход из сложившейся ситуации, не работает с семьёй во взаимодействии и т. д.), то, соответственно, и уровень успеваемости школьника будет намного ниже!

Для успешного сотрудничества, кроме традиционных методов (организация педагогического всеобуча, проведения родительских собраний, собеседования с отдельными родителями и т. д.) возможно, использовать следующие способы работы с родителями:

  1. проведение анкетирования, тестирования, опросов, диспутов;
  2. анализ педагогических ситуаций, сочинений, рисунков о семье;
  3. приглашение родителей на уроки;

Можно предложить родителям анкету следующего содержания:

  1. Как часто вы посещаете школу? (еженедельно, ежемесячно, прихожу на родительские собрания, только по вызову, Ваш вариант)
  2. С какой целью вы это делаете? (узнать об успеваемости ребёнка, узнать о поведении, выяснить суть конфликта, получить педагогическую консультацию, пообщаться с учителем, Ваш вариант)
  3. Удовлетворены ли Вы сложившейся системой обучения с учителем? (да, нет, не в полной мере, Ваш вариант)
  4. Какие формы обучения с учителем Вы считаете наиболее приемлемыми? (родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи на дому, беседа по телефону, общение в неформальной обстановке)
  5. Какие у вас отношения с учителем? (доверительные, близкие, официальные, отчуждённые, не складываются)
  6. Как Вы относитесь к проведению родительских собраний? Нужны ли они? (да, нет, затрудняюсь ответить)
  7. Если Вы считаете, что родительские собрания нужны, то, как часто их нужно проводить? (один раз в месяц, раз в четверть, в начале и в конце четверти учебного года, Ваши предложения)
  8. Есть ли у Вас потребность давать учителю советы по вопросам воспитания ребёнка?
  9. Следует ли учитель вашим советам? (да, нет, иногда)
  10. Ваши рекомендации и пожелания в адрес учителя.

Результаты анкетирования дают нам возможность представить отношения родителей к педагогу, к сотрудничеству между ними.

Сотрудничество семьи и школы - это лишь составляющая часть всего процесса обучения. Но только при условии взаимопонимания между родителем и учителем можно добиться высоких результатов не только в воспитании младших школьников, но и в обучения!

Источник

13.01.2020 09:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!