СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии как эффективное средство обучения иностранному языку в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно современным требованиям ФГОС обязательным этапом на любом уроке, в частности на уроке иностранного языка, является этап

рефлексии. Нет однозначного четкого определения понятию «рефлексия». Его можно охарактеризовать с разных точек зрения.

Рефлексия – это отдельный этап урока, направленный на подведение итогов проделанной работы, цель которого выяснить является ли подаваемый материал понятным и доступным для учащихся [1, c.94].

Рефлексия – сложный процесс мыслительной деятельности, в рамках которого осуществляется самоанализ, подводится итог и планируются дальнейшие действия.

Рефлексия – это то основное, что человек сможет унести с урока, та информация, которая останется в его памяти и которую он сможет изложить своими словами [2, c.220].

Рефлексивная деятельность несет не только воспитательную, развивающую, но и обучающую функцию. Рефлексия помогает научиться анализировать свою собственную деятельность и деятельность окружающих его людей. Анализ проделанной работы очень важен для человека, потому что он может тем самым не только подвести итог, но и продумать последующие действия, скорректировать их в случае допущения ошибки, определить цели дальнейшей работы. Кроме того, учащиеся осознают для чего изучают ту или иную тему, как она им может пригодиться, делают для себя вывод о том, все ли понятно в рамках изучения материала или стоит более углубленно рассмотреть какие-то вопросы для полного ознакомления с темой. Главная цель рефлексии – сформировать положительную мотивацию при изучении данного предмета. Учащиеся должны уходить с урока с желанием вернуться и получить ответ на возникший в ходе урока вопрос [4, c.111].

На уроке учитель использует разные виды рефлексии, в зависимости от обстоятельств, цели занятия, изучаемого материала, способностей учащихся: физическую, духовную, интеллектуальную, коммуникативную, сенсорную; индивидуальную, групповую.

Рефлексивная деятельность может осуществляться на любом этапе урока. Чаще всего она проводится в конце урока, когда подводятся итоги в

целом, когда учащиеся высказывают свое мнение по пройденной теме, делятся впечатлениями о том, что им запомнилось или осталось еще не понятным, что больше всего понравилось и вызвало максимальный интерес. Но рефлексия может сопровождать и любой другой этап урока. Она нередко проводится после введения нового материала, чтобы отследить насколько тема оказалась доступной для обучающихся. С рефлексии может начинаться урок, когда учитель сразу хочет привлечь внимание учеников к предстоящей новой теме, закрепляя предыдущую, выстроить приэтом смысловую цепочку. Особое значение имеет смысловая рефлексия, которая также обычно проводиться в начале урока. В рамках проведения данного этапа может процитировать слова великих мыслителей, которые затрагивали данную тему; прочитать стихи, относящиеся к изучаемому материалу; включить музыку, мотивы которой также непосредственно связаны с темой урока. Эти приемы способствуют благоприятному вовлечению в новую тему [3, c.40].

Особую роль рефлексивная деятельность занимает на уроке иностранного языка, потому что этот язык является незнакомым, а соответственно требующий больше усилий для его усвоения. Рефлексия на уроке иностранного языка помогает снять эмоциональную нагрузку с учащихся, уменьшить практические затруднения в процессе его изучения. Учащиеся тратят больше сил, когда стараются запомнить сложные, отличные от родного языка, конструкции. Наиболее серьезным барьером, возникающим перед человеком, изучающим иностранный язык, является умение заговорить на этом языке. Поэтому очень важным условием на пути к восприятию иностранной речи и иностранного языка в целом с его многообразной культурой, является умение анализировать свою деятельность. Учащиеся после изучения новой темы, новых фонем, лексических, грамматических единиц, должны обязательно проговорить, что они запомнили, усвоили, понятен ли им этот материал или остались вопросы, требующие разрешения, а также какие эмоции вызвала у них изучаемая тема. В процессе рефлексивной деятельности важно не только высказать свое мнение, но и выслушать точку

зрения других людей, проанализировать ее и в результате поставить для себя дальнейшие цели изучения [5, c.22].

Рассмотрим наиболее интересные и часто употребляемые приемы организации рефлексивной деятельности на уроке иностранного языка, в частности английского языка. Они зависят от возраста обучающихся и этапа, на котором проводится рефлексия. Рефлексия, приводящаяся в конце урока, сопровождается следующими приемами: «Я сделал!», «Дерево успеха»,

«Закончи предложение». Если рефлексивная деятельность проводится в начале урока (рефлексия настроения и эмоционального состояния), то учитель использует приемы: «Букет настроения», «Мои ожидания». В качестве мониторинга знаний учащихся на любом этапе урока, применяется прием

«Лестница успеха». Каждый прием имеет свои особенности и отличительные черты.

Прием «Я сделал!» проводится для школьников любого возраста и позволяет проанализировать проделанную работу, выявить ошибки и наметить пути их корректировки [3, c.40]. Данный прием является одним из основных, применяемых на этапе рефлексии на уроке иностранного языка. Учащиеся в конце занятия делятся своими впечатлениями о том, что они успели выполнить и насколько качественно, вызвало ли у них то или иное задание определенные трудности. Например: «I have already done this exercise»,

«I have done a lot of mistakes in this exercise», «I didn’t understand this expression», «I have learned a lot from this exercise».

Прием «Дерево успеха» чаще всего используется для детей младшего школьного возраста, когда учащимся предлагается разместить на дереве, изображенном на доске, листья разного цвета, отражающими трудности, с которыми школьник столкнулся в процессе урока. У каждого цвета своя функция. Зеленый цвет показывает, что обучающемуся весь материал на уроке был понятен и доступен, не вызвал затруднений. Желтый цвет – предупреждающий, он сообщает учителю, что материал в целом усвоен ребенком, но все же остались некоторые неразрешённые вопросы, требующие

дальнейшей работы. Красный цвет сигнализирует о возникшей у ученика проблеме в ходе освоения новой темы. Когда школьник выбирает этот цвет, учитель понимает, что материал был слишком сложным и непонятным для него, что нужно разобрать его дополнительно, уделить этому больше времени [4, c.111].

Прием «Закончи предложение» применим для учащихся любого школьного возраста. В начальных классах и среднем звене дети выражают свои впечатления, знания с помощью данного приема, тем самым уже неосознанно анализирую свою деятельность. А в старших классах перед учащимися стоит уже задача не просто продолжить предложение, выразив свои впечатления, но и логически выстроить его, грамотно донести мысль до окружающих. Такой прием помогает формировать итоги урока, обобщать знания, умения, учит логически мыслить [4, c. 111]. Например, часто на уроке иностранного языка используют следующие клише: «Now I know…», «Now I can speak about…», «Now I can explain this problem», «I can give necessary information».

«Маятник настроения» - прием, который обычно проводится в начале урока, чтобы внести позитивный настрой на предстоящий урок, заинтересовать обучающихся. На данном этапе учитель может выявить настроение и расположение школьников. Им предлагается несколько картин, на которых изображен пейзаж, но в разных тонах: на одних картинах используются только яркие цвета, на других – унылые, мрачные [3, c.40]. На уроке иностранного языка часто прибегают к данному психологическому приему, особенно в рамках изучения темы «Погода», «Время года». Учащиеся одновременно настраиваются перед уроком, описывают картинки и в то же время входят в языковую среду, описывая их на иностранном языке.

Еще одним часто используемым приемом рефлексивной деятельности, приводящемся в начале урока, является прием «Мои ожидания». Учащиеся высказывают свои ожидания о предстоящем уроке и в конце делают вывод о том, подтверждаются они или нет. Типичные клише на данном этапе

рефлексии: «I would like to know…», «I would like to learn…», «I think this lesson will be interesting, exciting» [5, c.22].

«Лестница успеха» - рефлексивный прием, который может проводиться на любом этапе урока для учащихся любого школьного возраста. Учитель изображает лестницу. Каждая ступенька которой символизирует определенный этап урока и вид работы, который на нем проводится. А перед учащимися стоит задача оценить свои знания, умения, навыки, приобретенные в течение урока. Чем выше занимаемое положение на лестнице, тем лучше школьник усвоил материал и свободно ориентируется в нем. Если обучающиеся выбрали не самую высокую ступень, значит у них остались какие-то вопросы по пройденному материалу, и следовательно «путь к успеху» еще не завершен. Ученики должны подвести итог, проанализировать свою деятельность, наметить дальнейшие цели [3, c.40].

16.06.2023 22:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!