СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная и личностная рефлексия в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

1.Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio - обращение назад.

2. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

3. Толковый словарь русского языка трак­тует рефлексию как самоанализ.

4. В современной педагогической науке под реф­лексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.

5. Рефлек­сия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка от­разить происшедшее с моим «Я»:

  1. Что я думал?
  2. Что чувствовал?
  3. Что приобрёл?
  4. Что меня удивило?
  5. Что я понял и как строил поведение? и т.п.

После анализа всех определений я использовала в своей работе следующую дефеницию:

6. Рефлексия (в упрощённом определении) -это «разговор с самим собой».

Классификация рефлексии.

. Классификация рефлексии.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.

Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

• Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

Слайд 8. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.

Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия, контрольная и итоговая рефлексия).

Слайд 9. В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

• Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).

• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).

• Коллективная.

По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

По цели выделяют 3 группы рефлексии.

Рефлексии настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

• Рефлексия содержания

По форме деятельности:

Фронтальная

Индивидуальеная

Групповая

Коллективная

По способам проведения:

Анкета.вопрос,символ,таблица,ситуация.рисунок

По типу урока:

После усвоения ЗУН,промежуточная,контрольная,итоговая.

По функции:

Личностная(физическая,духовная,сенсорная),интеллетуальная.

09.09.2021 20:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!