СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время стремительно возрастает объём информации. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
1.Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio - обращение назад.
2. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
3. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
4. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов.
5. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»:
После анализа всех определений я использовала в своей работе следующую дефеницию:
6. Рефлексия (в упрощённом определении) -это «разговор с самим собой».
Классификация рефлексии.
. Классификация рефлексии.
По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.
По цели выделяют 3 группы рефлексии.
• Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно); Является средством самопознания.
• Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
• Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.
Слайд 8. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии: физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Такая рефлексия отражает человеческую сущность.
Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
Рефлексия различна в зависимости от типа урока (после усвоения ЗУН, промежуточная рефлексия, контрольная и итоговая рефлексия).
Слайд 9. В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.
По форме деятельности классифицируется как:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная (предполагает самоанализ урока, событий дня).
• Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи).
• Коллективная.
По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.
По цели выделяют 3 группы рефлексии.
• Рефлексии настроения и эмоционального состояния
• Рефлексия деятельности
• Рефлексия содержания
По форме деятельности:
Фронтальная
Индивидуальеная
Групповая
Коллективная
По способам проведения:
Анкета.вопрос,символ,таблица,ситуация.рисунок
По типу урока:
После усвоения ЗУН,промежуточная,контрольная,итоговая.
По функции:
Личностная(физическая,духовная,сенсорная),интеллетуальная.
© 2021, Климашина Елена Валентиновна 108