СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поездка в Котлас (Архангельская область)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вчера я ездила в город Котлас (Архангельская область). Хочу вам немножко рассказать о нем. Возможно свое название город получил от угро-финского слова "Луговина. поляна", то есть в переводе на русский город - луговой. Первое упоминание названия «Кодлас (Котлас)» относится к первой четверти XVII века в связи с попыткой братьев Андрея и Петра Семёновичей именитого рода Строгановых купить данное селение в личное пользование. Для этой цели ими была подписана Уговорная память, которую составил кабальный человек Петра Строганова Жданко Соломат. Точной датировки данный документ не имеет, но, судя по всему, относится к 1617—1625 годам. В соответствии с этим документом Кодлас должен был не только отойти к вотчине Строгановых, но и в дальнейшем войти в состав Сольвычегодского уезда. По всей вероятности, именно это и произошло с деревнями, оказавшимися чуть позже на территории Антоновского общества Метлинской волости.

Усть-Пыра на карте 1701 года

В 1634 году на географических картах, напечатанных в Голландии, отмечен Котлас. Северная Двина в XVII веке была единственной водной артерией для иностранцев, чтобы попасть в Московию, и хорошо описана.

Утверждённым 13 мая 1895 года положением соединённого присутствия комитета Сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственного совета постановлено соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Дорога составлялась из двух участков „Пермь — Вятка“ и „Вятка — Котлас“, различного значения:

  • линия „Пермь — Вятка“ являлась необходимым звеном в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Петербургом;
  • линия „Вятка — Котлас“ предназначалась для доставки на север России дешёвого хлеба[15].

Обложка расписания движения поездов „Вятка — Котлас“, 1899 год

В конце XIX века Котлас стал крупной железнодорожной станцией. В январе 1899 года была завершена постройка железной дороги Пермь-Котласской железной дороги („Пермь — Вятка — Котлас“) длиной 812 вёрст. Берега Северной Двины были укреплены, а внизу около самой реки прямо к пристаням были проложены рельсы. Грузы, прибывшие Котлас по железной дороге, дальше уже отправлялись к Архангельску на пароходах.

Во время Первой мировой войны было решено доставлять уголь из Дании через Архангельск вод­ным путем, на баржах до Кот­ласа с перегрузкой на железную дорогу в Котласе. На острове Михейков постро­или Угольный причал. В на­вигацию в 1915 году начались поставки угля. На острове были построены четыре барака и обне­сены колючей проволокой. Для перегрузки использовался труд заключенных и военнопленных. Кроме угля, перегружались боеприпасы, колючая прово­лока, хлопок и другие страте­гические грузы.[18]

Во время гражданской войны Архангельск был взят интервентами и они продвигались по Северной Двине к Котласу. При подготовке к обороне было установлено несколько линий минных заграждений Двины, в 120 км от Котласа был перегорожен фарватер Двины. В ноябре 1918 была сформирована 18 стрелковая дивизия, получившая название Котласской[19].

В 1917 году Временное правительство присвоило посёлку при станции Пермской железной дороги Котлас статус города[20].

В 1923 году Котлас состоял из четырёх деревень и посёлка железнодорожников[21].

Значение Котласского железнодорожного узла возросло в начале 30-х годов прошлого века. В 1930 году на станцию Котлас-Южный прибывало около 9 тыс. вагонов и порядка 11 тыс. вагонов отправлялось. Основные грузы — хлеб и лес. Перед Великой Отечественной войной грузооборот станции Котлас-Южный достигал 1 млн тонн в год[22].

17 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения

В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас превратился в крупный транспортный узел. 28 декабря 1941 года из Воркуты был отправлен первый поезд по новой магистрали. В середине лета 1942 г. Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке «Воркута-Котлас-Коноша».

современный город мало чем отличается от большинства городов нашей страны.

обилие уличных арт-объектов ( похожие есть у нас в Вельске, такой же видела в Брянске и Смоленске)

такая же, как и везде панельная пятиэтажная, двухэтажная и т.д. застройка, плюс немременный атрибут любого бывшего советского города - памятник Ленину у ДК

но есть и свои изюминки- памятник погибшим во время ВОВ котлашанам, железнодоржный вокзал, красивый парк над рекой, аллея тополей вдоль дороги

07.12.2017 20:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!