СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кредо: учить хорошему
Я – учитель экономики. У меня были прекрасные учителя – преподаватели Донецкого Национального технического университета – умные, красивые, харизматичные, умеющие непринужденно раскрыть самую сложную тему.
Раньше я была учителем истории. И работала я рядом с очень интересным человеком, учителем истории, ставшим для меня наставником.
Это был еще один непростой этап в истории страны (нашей?). После «помаранчевой» революции были потихоньку переписаны учебники, в них появились новые герои, новая трактовка событий. Как назвать то чувство, когда в душе уже кошки нагадили, а нужно подобрать слова и сказать детям, что Мазепа – герой?
Спасибо тем высшим силам, которые позволили мне оказаться рядом с человеком опытным, знающим и безотказным по всем рабочим (историческим, этическим, методологическим, организационным и проч.) вопросам.
Школа – это не только уроки (не столько уроки), но и почти круглосуточное общение с детьми, их родителями. Если школа со стажем, то «взрослые» учителя становятся учителями и для детей своих выросших учеников. А это уже семья, без лишней лирики. Случается, что школьная семья становится единственной для учителя. Или же своя маленькая семья так тесно переплетается с большой, школьной, что уже не поделить. Но кто об этом пожалел?
Мою коллегу, наставницу, хорошего друга звали Неля Владимировна Минайлова. Все самое главное, что мы вкладываем в слово Учитель, было в ней. Панихида проходила в школьном дворе. Слова, слезы, цветы, почти весь микрорайон, последний школьный звонок…
Я должна была об этом сказать.
Какой мне видится профессия учителя? Какой я вижу себя в профессии? В чем мое предназначение?
И раз уж я сейчас учитель экономики, приведу следующую аналогию. Известно, что любая экономическая система для достижения цели – распределения ресурсов, сначала решает три основных вопроса: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»
Позволю себе спроецировать перечисленные проблемы на педагогическую деятельность. Вопросы «что и для кого» по-учительски перефразирую: «Какого специалиста и для какого общества готовить? Какова среда, в которую выходит ученик?»
Согласна со словами нобелевского лауреата в области экономики В. Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального благополучия в будущем, повышая уровень жизни нашего поколения, и при этом содействует повышению дохода будущих поколений».
То есть, образование – это инвестиции в будущее.
В Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте среднего общего образования подчеркивается необходимость существенных изменений в образовательной системе.
Рассмотрим ситуацию через призму рыночных отношений (как на уроке экономики). Новое время предъявляет свои требования к участникам рынка образовательных услуг.
Предлагаю смоделировать рынок образовательных услуг, на котором в роли потребителя выступает семья, в роли производителя, продавца услуг – государство.
Какое место определено школе? Ответ очевиден, самое сложное – промежуточное, посредническое. Родители делают заказ образовательных услуг государству, а государство делегирует свои полномочия в этой сфере деятельности школам. Поскольку посредническое, то на нас ложится двойная ответственность: перед государством и перед семьей.
В идеале все участники этой взаимозависимой цепочки должны иметь свое видение новой школы.
Общие требования к уровню подготовки выпускников обусловлены приоритетами социально-экономического и культурного развития республики, целями, задачами и содержанием среднего общего образования. Они включают в себя базовые ценности национальной и общечеловеческой культуры, общеучебные умения и навыки, способы деятельности.
Наша школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Это школа для всех (для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и т.д.). Это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения и т.д. Это современная инфраструктура. Это современная система оценки качества образования.
Без кого немыслима школа? Конечно же, без учителей.
Наше «сегодня» – очень динамичное, с непредсказуемо меняющейся политической и экономической ситуацией, открытое, противоречивое. Война расставила приоритеты. Пройдя через трудности, мы ориентируемся на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность. В связи с этим очень важно прививать навыки самостоятельной деятельности, креативного решения вопросов в нестандартной ситуации.
Учебный процесс немыслим в отрыве от воспитания, формирования личностных качеств у школьников. Чтобы добиться этих высоких целей, необходимо найти ответ на вопрос «Как производить?». Применительно к педагогике проблема звучит так: «Как учить? Какие технологии, методы и средства выделить в качестве ведущих?»
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Моим убеждениям созвучны идеи педагогики сотрудничества и деятельностный подход. Считаю, что учитель будет успешным лишь в том случае, если у него сложатся хорошие отношения со своими учениками. Ни одна педагогическая идея не может быть реализована, если личностные качества учителя или выбранные им методы деятельности вызывают у школьников негативную реакцию, отторжение.
Для повышения учебной мотивации школьников стремлюсь повышать практический потенциал всех занятий: насыщать учебную информацию указанием на практическое значение данных знаний и реальные возможности их практического применения; организовывать деятельность школьников над минипроектами; расширять формы командной работы.
Я стараюсь превратить процесс изучения экономики в совместную работу. Вместе с моими подопечными всегда узнаю что-то новое, вижу себя с другой стороны, замечаю, в каком направлении мне надо двигаться дальше. Поэтому процесс обучения я всегда рассматриваю как взаимообогащающий.
Наряду с коллективными, групповыми формами организации учебного процесса, я постоянно ищу новые методы персональной индивидуальной работы. Школьники, настроенные на карьеру и профессиональную реализацию, живо откликаются на подготовку докладов, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах. Такие ученики - моя опора. К сожалению, далеко не все школьники усердно «грызут гранит науки», иные не могут похвастать своими способностями; здесь нужны терпение, убеждение, повторение, мотивирование, консультирование, создание ситуации успеха.
Применение инновационных технологий в обучении
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность организовать учебный процесс качественно, максимально наполнить его необходимой информацией, включить учащихся в процесс самообразования.
Личностно – ориентированные технологии позволяют раскрыться каждому ученику, как результат – стремление к получению новых знаний.
Дидактические технологии - неотъемлемое условие развития учебного процесса. Здесь использую как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Наилучший результат дает комбинация этих приемов.
Воспитательные технологии - ведущий механизм формирования современного ученика, в них и новое, и не забытое старое.
Распространение собственного опыта
Я еще не волшебник, только учусь, набираюсь опыта. Занимаюсь самообразованием. Помогают в этом интернет-ресурсы. Участвую в вебинарах «Образовательной галактики Интел»:https://edugalaxy.intel.ru/,
Портала Фавурок https://imfourok.net,
Центра онлайн обучения педагогов «Экстерн» http://www.xtern.ru/,
Учебно-методического портала http://www.uchmet.ru/,
Педагогического сообщества «Мое образование» http://moeobrazovanie.ru/.
Создаю электронное портфолио на сайте http://4portfolio.ru/user/view.php?id=18944, потихоньку заполняю свой сайт http://multiurok.ru/m020325/lenta/.
Участвовала в Республиканском конкурсе педагогических проектов
по патриотическому воспитанию школьников «Донбасс – наш общий дом» в номинации «Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении (учреждении дополнительного образования)» с проектом «Программа деятельности координационного центра по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи Кировского района города Донецка».
Подготовила к участию в Республиканском конкурсе авторских программ дошкольного, общего и дополнительного образования программы «Основы экономико-правовых знаний» (межпредметный элективный курс для 11 классов общеобразовательных организаций с технологическим профилем обучения); «Патриот» (программа кружка по военно-патриотическому воспитанию, для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательной школы).
Общаясь с умными, образованными, целеустремленными людьми, каких было и есть много в моей жизни, я на себе проверила, что «личность воспитывается личностью». Поэтому первостепенное значение придаю воспитанию личным примером. Требования к себе определяю в мои принципы:
Быть собранной и последовательной;
Быть доброжелательной и отзывчивой, независимо от настроения;
Уважать мнение других, в том числе школьников;
Поддерживать инициативу и активность учеников;
Оценивая других, помнить «Не суди сам, да не судим будешь».
В любой профессии есть издержки. В нашей - это нервные перегрузки, властность, прямолинейность и категоричность суждений, «учительская жертвенность» (все для других, а не для себя).
Творческий подход к делу, неформальное, дружеское общение с учениками, чувство стиля, меры, юмора, самоиронии сохраняют и развивают гибкость мышления, преданность профессии, не переходящую в ненужную жертвенность.
А увлечения чтением, искусством, рукоделием помогают мне быстрее восстанавливать личностные ресурсы.
Чтобы стать педагогом-профессионалом, считаю, что надо постоянно:
Изучать: достижения педагогической науки, изменения в экономической и политической жизни республиканского и мирового сообщества; опыт педагогов-новаторов.
Думать: занимать позицию в дискуссиях и формировать свое мнение; уметь противостоять неуверенности и сложности; уметь оценивать поступки, привычки (свои и чужие).
Действовать: приниматься за любое дело; нести ответственность; входить в коллектив и вносить свой вклад; уметь организовывать свою работу; уметь увлечь и повести за собой.
Сотрудничать: уметь взаимодействовать с людьми всех возрастов; принимать решения; уметь договориться, улаживать разногласия и конфликты.
Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; уметь находить новые решения.
Для меня современный учитель – это такой учитель, который не теряется в многофункциональном мире, который может правильно использовать информацию, умеет обработать её и преподнести. Тот, чьи уроки нескучные и насыщенны разнообразными видами деятельности. Этот человек должен быть эрудированным, и готовым принять различные субъективные мнения. Учитель должен быть исследователем и экспериментатором.
Учитель тот, кто ведёт, а не тот, кто рассказывает. Вот таким я представляю современного учителя. И таким я хочу быть.
© 2016, Черникова Маргарита Петровна 765