СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пфальцграфенштайн - каменный корабль посреди полноводного Рейна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так сейчас во время февральского наводнения выглядит бывший таможенный замок Пфальцграфенштайн на скале посреди Рейна.

Таможенный замок Пфальцграфенштайн (Zollburg Pfalzgrafenstein) был возведен на Среднем Рейне много столетий назад, чтобы взимать сборы за провоз товаров по этой реке. Находится он на острове посреди русла. При обычном уровне воды остров виден - скалы, глыбы, галька, песок. Однако сейчас во время наводнения живописный замок стоит как настоящий каменный корабль. Чтобы не нарушать авторское право, отметим, что это сравнение когда-то использовал французский писатель Виктор Гюго. Древние замки и романтические развалины Среднего Рейна сейчас включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кто и зачем построил этот замок, который Виктор Гюго назвал каменным кораблем, в таком необычном месте - на небольшом скалистом острове посреди главной немецкой реки?

Бург Пфальцграфенштайн (Burg Pfalzgrafenstein) на 546-м рейнском километре считается одним из самых необычных и живописных замков не только Германии, но и всей Европы. Французский писатель Виктор Гюго (1802-1885) называл его каменным кораблем, навечно вставшим на якорь посреди реки. Однако в далеком XIV веке строители замка вряд ли думали о писателях и художниках эпохи романтизма или нынешних туристах. Они руководствовались исключительно прагматическими соображениями.

Замок должен был производить внушительное впечатление на владельцев и команды торговых кораблей, чтобы те исправно и тихо платили сбор за провоз своих товаров по реке. Требования в случае разногласий или каких-то недоразумений подкреплялись пушечной пальбой. Веским и последним аргументом для особо строптивых была массивная цепь между Пфальцграфенштайном и берегом, которую поднимали со дна, преграждая судам дальнейший путь.

Карта немецких земель в те времена напоминала лоскутное одеяло, сшитое из территорий множества больших и малых феодальных государств. Только на 180-километровом участке Рейна между Майнцем и Кельном насчитывалась целая дюжина таких таможенных постов. Однако лишь один из них находился в крепостном замке посреди реки. Купцы, торговавшие, например, вином с рейнских и мозельских виноградников, были вынуждены платить пошлины за транспортировку грузов на кораблях, но это было дешевле и надежнее, чем перевозить их по суше.

Право взимать их было одной из самых желанных и ценных привилегий князей, графов и прочих правителей, контролировавших земли вдоль Рейна, что приводило к конфликтам. Соседи не могли спокойно смотреть на то, как налоги пополняют чужую казну, поэтому замок должен был отбить у них желание оспаривать таможенную привилегию с помощью силы.

Спартанские условия

Пфальцграфенштайн был построен исключительно в качестве таможни, то есть никогда не являлся жилым или оборонительным замком, не был резиденцией знатного рода, поэтому в нем напрасно искать часовню, рыцарский зал или винный погреб. Никаких репрезентативных функций. Только демонстрация силы и серьезных намерений.

Вместо винного погреба - каменный мешок. Согласно документу 1473 года, в таможенном замке размещалась тюрьма, а также проводились суды. Арестанты попадали в темницу через верхний люк. Во время наводнений камеру заливала вода, но пол был деревянный и поднимался вместе с заключенными, как плот.

Гарнизон замка насчитывал от 20 до 54 человек. Они несли службу в спартанских условиях. Пищу, например, готовили на открытом огне - очаг располагался около одной из стен во внутреннем дворе. Хлеб выпекали в печке центральной шестиэтажной башни - бергфрида. Единственный туалет располагался в эркере над Рейном и обозначен надписью "Abort". Отдельные жилые помещения замка предназначались для коменданта и его семьи. Низкие потолки, деревянный пол, обстановка и небольшие окна чем-то напоминают капитанскую каюту на торговом паруснике.

За всю свою историю замок ни разу не был взят или разрушен, то есть дошел до наших дней в оригинальном состоянии, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве крепостей Среднего Рейна, за исключением замков Марксбург (Marksburg) и Боппард (Burg Boppard).

Замок построен на скалистом островке Фалькенау (Falkenau) - в 110 метрах от правого и 160 метрах от левого берега. На протяжении многих столетий судоходной была лишь более узкая правая часть, что позволяло хорошо контролировать отсюда движение по реке. Этот участок был и остается одним из самых опасных на всем Рейне. Проход по нему обеспечивали лоцманы. Навигационная станция (Lotsenstation) в городке Кауб (Kaub), напротив которого расположен таможенный замок, была самой большой на Рейне. Более сотни речных лоцманов работало здесь до середины 70-х годов прошлого века. Окончательно станцию закрыли только в 1988 году - после расширения и углубления рейнского фарватера с помощью динамита.

Много воды утекло в Рейне и денег - в казенные сундуки за почти 500 лет использования замка Пфальцграфенштайн в качестве таможенного пункта. Пошлины начали взимать здесь в первой половине XIV века, а закончили - в середине XIX-го. Сейчас он находится в собственности федеральной земли Рейнланд-Пфальц и является одной из главных достопримечательностей долины Среднего Рейна, включенной ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия.

Пушки уже не палят, но до сих пор ностальгически следят за проходящими по Рейну кораблями.

Пфальцграфенштайн на Рейне, город Кауб и замок Гутенфельс на рисунке 1840 года.

В этой части замка находилась квартира коменданта.

Пфальцграфенштайн и Кауб на почтовой открытке 1900 года.

Вид на Рейн через бойницу.

По материалам DW

07.02.2021 08:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!