СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические чтения «Использование элементов технологий педагогов новаторов в интегрированном обучении дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование элементов технологий педагогов новаторов в интегрированном обучении дошкольников»

Воспитатель Соколова О.И.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, способствует раскрытию способностей.

Теория, практика, идеи и рекомендации советской педагогической науки, актуальны и сегодня. Так как в ней сфокусированы формы и методы обучения и воспитания детей и молодежи, секреты основ культуры педагогической деятельности.

Главное для советской педагогической науки это– идея и воплощение ее замыслов на практике. Советская педагогическая наука XX века делала прорывы в обучении и воспитании подрастающих поколений и в поисках новых идей. А за любыми инновациями всегда стояли педагоги-исследователи и учителя-практики. Так, увеличивалось передовое педагогическое наследие, которое передавалось из поколения в поколение как общечеловеческая ценность.

В современных условиях роль образования приобретает особое значение, так как именно благодаря образованию, во многом обеспечивается динамичное, гармоничное и успешное развитие общества.

Педагогика уходит от «конвейерных» методов в образовании и требует изменений в системе образования. Были разработаны десятки новых подходов к преподаванию: дидактические, ролевые и оргдеятельностные игры, образовательные тренинги, интегрированные уроки, проектная методика, межпредметные курсы и погружения, преподавание через компьютер, разные типы олимпиад, новые подходы к оценке учебного процесса и т.д.

Инновации или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения.

Инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей или целых коллективов.

Педагогическое новаторство является высшим уровнем профессиональной деятельности учителя. Подлинные педагоги-новаторы появляются не так часто, поэтому их не так много. В конце 70 - начале 80-х гг. в педагогическом обществе появилось много педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Педагоги-новаторы – движение, зародившееся в 1980-х годах. В его синтезе участвовали движение разновозрастных отрядов по месту жительства (В. П. Крапивин), движение организационно-деятельностных игр (Г. П. Щедровицкий), коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение, движение летних школ, новаторские педагогические инициативы советских педагогов и преподавателей.

Девиз педагогов-новаторов это - «Творчество учителя – творчество ученика». Признаками истинного учителя, педагога является умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе, заинтересованность собственным предметом, способность привести к сто процентному участию учеников.

Педагогика сотрудничества, которую интенсивно развивают педагоги-новаторы, строится на воспитательном подходе к обучению. Главной идеей является то, что следует определять ребенка не по его знаниям, а исходить из его отношения к людям, к моральным ценностям, к труду. Суть новых воспитательных задач отразилась в названии движения – «педагоги-новаторы». Так как основной задачей стало создание новой школы, поэтому основные прорывы движение сделало именно в области создания новых образовательных методик.

Иванов Игорь Петрович

Иванов Игорь Петрович - академик РАО, доктор педагогических наук, основоположник «Педагогики сотрудничества», инициатор социально-педагогического движения «коммунаров», автор методики КТД (коллективной творческой деятельности).

По мнению И. П. Иванова главной задачей воспитателя является не чрезмерная опека над детьми, которая выражается в простой передаче им готовых, «разжеванных» жизненных знаний, а создание «нового, общественно важного опыта».

«Общая забота» включает в себя несколько методов: побуждения, убеждения и приучения к активному отношению ко всему срезу жизненных вопросов, основанных на уважении личности каждого воспитанника. И. П. Иванов видел воспитательный процесс в организации насыщенной творческой деятельности коллектива, которая должна дополнять обучающую функцию образования.

И. П. Ивановым был разработан «шестиэтапный алгоритм» реализации КТД: замысел, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, обсуждение итогов и создание «памятки» для внедрения полученного положительного опыта в практику. Из такого «коммунарского» движения родилось немало нового: общие выездные «сборы», школьное самоуправление, выпуск школьных сборников, проведение дискуссий и «мозговых штурмов» и т.д.

Игорь Петрович считал, что коллективные творческие дела — это прежде всего взаимодействие воспитателей и воспитанников, старших и младших, их общая работа для улучшении окружающей жизни, где педагоги выступают как старшие товарищи ребят. Он утверждал, что постоянная забота друг о друге, о близких друзьях, о своем коллективе, об окружающих людях, разнообразных дел на пользу своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

Опыт работы методом КТД.

В детском саду «Радуга» МКОУ Губаревской СОШ при работе с детьми дошкольного возраста, мною организуется насыщенная коллективная творческая и трудовая деятельность.

Коллективные творческие работы с детьми создаются в рамках изобразительной деятельности по рисованию, лепке, аппликации или в их сочетании и объединении (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Организация коллективных форм работы с детьми младшего дошкольного возраста позволяет ребенку увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей. Дети старшего дошкольного возраста при выполнении коллективной работы учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании.

Например, при работе над коллективной композицией «Осенний сад» на лист бумаги дети наклеивали разноцветные листочки в технике обрывной аппликации.

Создание совместных стенгазет и плакатов, всегда начинается с обсуждения и планирования темы. У детей всегда много идей и вариантов изготовления плакатов. Затем начинается подготовка, где воспитанники принимают самое непосредственное участие: сбор фотографий, изготовление украшений, рисование отдельных картинок-ситуаций. Затем, совместно с воспитателем, дети выполняют сборку стенгазеты или плаката. После мы подводим итоги, обсуждаем и делимся положительными эмоциями от проделанной работы.

Например, при работе над коллективной композицией «Уголок безопасности» на лист ватмана наклеиваются индивидуально нарисованные ребенком картинки-ситуации. На общей плоскости предметы размещают свободно. Дети до конца занятия не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит детям чувство радости и гордости, так как они осознают свою сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер группы.

Совместное создание поздравительных стенгазет на разные праздники с использованием фотографий воспитанников, вызывают яркие эмоции у детей. Например, плакаты на «23 февраля», на «8 марта», где процесс создания вызвал много обсуждений у детей.

Коллективная трудовая деятельность в группе, так же как совместное творчество, объединяет, сближает и приносит детям радость и гордость за проделанную работу и результат. Например, совместное украшение елочки к Новому году или украшение группы к праздникам, вызывают у детей только положительные эмоции.

Игорь Павлович Волков

Педагог-новатор, заслуженный учитель школы РСФСР (1982), кандидат педагогических наук (1983), разработавший систему выявления и развития творческих способностей детей.

Главная новаторская идея Игоря Павловича Волкова — творчеству надо обучать! Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества он пришел к выводу, что если создать благоприятные условия, то способности можно развить до высокого уровня.

Ребенку нужно дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества.

Игорь Павлович ставил две важные цели:

  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Исходные принципы при организации творческих занятий:

1. Знания как фундамент творчества;

2. строгий отбор учебного материала;

3. многократность повторения;

4. разностороннее развитие ребенка;

5. формирование устойчивого интереса к ребенку;

6. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

7. контроль учителя за работой ученика;

8. индивидуальный подход.

Опыт использования системы выявления и развития творческих способностей детей в детском саду.

Занимаясь проектной деятельностью или организуя образовательную деятельность, не зависимо от темы и рекомендуемых мероприятий, я стараюсь максимально использовать разнообразные виды творческой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие — это организационная образовательная деятельность, где дети самостоятельно рисуют, лепят, конструируют, рассматривают репродукции картин, иллюстраций, музицируют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно-творческие способности ребенка.

Так же в кружковой работе я выбрала художественное направление. Дополнительная общеразвивающая образовательная модульная программа «Палитра» художественно-эстетической направленности дает возможность каждому ребенку получить дополнительное образование, исходя из его интересов, склонностей и способностей. Программа на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие, приобретение опыта по созданию изделий декоративно-прикладного творчества.

Творческие способности можно выявить и развить не только на занятиях художественно-эстетического направления, но и в процессе театрализованной деятельности в ДОО, ведь каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Мои воспитанники принимали участие в конкурсе «Неделя театра», который проводился в МКОУ Губаревской СОШ. Показывали музыкально-театрализованное представление по мотивам сказки «Теремок».

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. В качестве ведущей деятельности дошкольника выступает сюжетно-ролевая игра. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах.

Заключение

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях воспитателю, педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Но быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, новаторских идей. Любые преобразования в системе образования должны осуществляться высоко эрудированными специалистами.

Знакомство с педагогическим опытом педагогов-новаторов способствует, формированию профессионализма будущего педагога.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

14.01.2022 16:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!