СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог как режиссер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель как режиссер является композитором и дирижером учебного пространства.

Педагог – это композитор, т. к. он сочиняет музыку вместе с учениками. Он также и дирижер, т. к. управляет своим «оркестром» и «хором», выделяя то один, то другой голос, давая им возможность для слияния и взаимообогащения.

В роли режиссера педагог сводит воедино 2 мира: мир, который представлен в конспекте и мир живого урока.

Внешняя режиссура связана с построением логики внешних событий и выражается через действия.

Внутренняя режиссура определяет построение психологической игры. (картинок взаимодействий, особых мизансцен).

«Мизансцена» (от фр. mise en scene – размещение на сцене) – расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее образную картину замысла режиссера и отражающее определенные отношения героев. Это понятие впервые стал использовать К. С. Станиславский.

Педагогическая мизансцена – такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при котором рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.

Обычная школьная мизансцена представляет собой учительский стол, за которым сидит преподаватель, и ряды парт, за которыми в «подчиненной зоне» сидят ученики. Сообразно ей не только выстраиваются, конструируются и закрепляются взаимоотношения учеников и педагога, но предопределяются степени свободы, варианты выбора, методы проникновения в пространство познания и в конечном счете границы этого проникновения. Для того чтобы раздвинуть пределы предметного пространства, дать возможность прийти в школу разным событиям, следует «менять декорации».

Основные слагаемые мизансцены:

пространство мизансцены – те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников;

центр мизансцены – объект или субъект, несущий в себе ценностное содержание;

количество участников мизансцены – педагог должен знать и учитывать всех субъектов мизансцены, их смену;

связи между участниками мизансцены – проявляются в интонациях, жестах, позах;

предметное сопровождение мизансцены – оформление.

Открытое пространство дает простор для творчества. Все участники мизансцены находятся на ближнем плане в центре, что позволяет каждому ученику почувствовать себя нужным, значимым. Единая форма, поза тела и синхронные жесты способствуют внутренней связи между участниками педагогического процесса, их сплочению. Оформление помогает уменьшить психологическую дистанцию, способствует появлению «эффекта доверия».

Воспитательные функции мизансцены:

психологическая, позволяющая предоставить лучшие условия для хорошего самочувствия каждому ребенку (с этой точки зрения мизансцена организуется гласным порядком, с обозначенной публичной заботой о психологическом комфорте каждого);

наглядно-иллюстративная, рисующая картину взаимоотношений между участниками и отношений всех участников совместной деятельности к ценностному объекту (данная функция ярко проявляется, например, если в ролевой игре воспроизвести момент предъявления детям какого-либо предмета как ценности жизни);

нравственно-ориентационная, направляющая внимание ребенка на другого, находящегося рядом, о самочувствии которого необходимо позаботиться, который интересен тем, что не похож ни на кого.

Учитель как режиссер:

осуществляет перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия;

выделяет основные по мысли и силе эмоционального воздействия эпизоды урока, продумывает плавные переходы, логику взаимодействий участников педагогического процесса;

организует развертывание мизансцен во времени и пространстве, определяя темп работы в каждой сцене.

Задачи педагога как режиссера:

преобразовать (преобразить, изменить образ) материал содержания учебной подготовки в материал учебно-воспитательный путем его художественно-педагогической интерпретации;

создать «партитуру» (сценарий) урока, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план урока с соподчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;

«примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение урока ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом;

продумать педагогический жанр урока, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия;

смоделировать диалогичность урока.

17.03.2022 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!