СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель как режиссер является композитором и дирижером учебного пространства.
Педагог – это композитор, т. к. он сочиняет музыку вместе с учениками. Он также и дирижер, т. к. управляет своим «оркестром» и «хором», выделяя то один, то другой голос, давая им возможность для слияния и взаимообогащения.
В роли режиссера педагог сводит воедино 2 мира: мир, который представлен в конспекте и мир живого урока.
Внешняя режиссура связана с построением логики внешних событий и выражается через действия.
Внутренняя режиссура определяет построение психологической игры. (картинок взаимодействий, особых мизансцен).
«Мизансцена» (от фр. mise en scene – размещение на сцене) – расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее образную картину замысла режиссера и отражающее определенные отношения героев. Это понятие впервые стал использовать К. С. Станиславский.
Педагогическая мизансцена – такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при котором рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы.
Обычная школьная мизансцена представляет собой учительский стол, за которым сидит преподаватель, и ряды парт, за которыми в «подчиненной зоне» сидят ученики. Сообразно ей не только выстраиваются, конструируются и закрепляются взаимоотношения учеников и педагога, но предопределяются степени свободы, варианты выбора, методы проникновения в пространство познания и в конечном счете границы этого проникновения. Для того чтобы раздвинуть пределы предметного пространства, дать возможность прийти в школу разным событиям, следует «менять декорации».
Основные слагаемые мизансцены:
пространство мизансцены – те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников;
центр мизансцены – объект или субъект, несущий в себе ценностное содержание;
количество участников мизансцены – педагог должен знать и учитывать всех субъектов мизансцены, их смену;
связи между участниками мизансцены – проявляются в интонациях, жестах, позах;
предметное сопровождение мизансцены – оформление.
Открытое пространство дает простор для творчества. Все участники мизансцены находятся на ближнем плане в центре, что позволяет каждому ученику почувствовать себя нужным, значимым. Единая форма, поза тела и синхронные жесты способствуют внутренней связи между участниками педагогического процесса, их сплочению. Оформление помогает уменьшить психологическую дистанцию, способствует появлению «эффекта доверия».
Воспитательные функции мизансцены:
психологическая, позволяющая предоставить лучшие условия для хорошего самочувствия каждому ребенку (с этой точки зрения мизансцена организуется гласным порядком, с обозначенной публичной заботой о психологическом комфорте каждого);
наглядно-иллюстративная, рисующая картину взаимоотношений между участниками и отношений всех участников совместной деятельности к ценностному объекту (данная функция ярко проявляется, например, если в ролевой игре воспроизвести момент предъявления детям какого-либо предмета как ценности жизни);
нравственно-ориентационная, направляющая внимание ребенка на другого, находящегося рядом, о самочувствии которого необходимо позаботиться, который интересен тем, что не похож ни на кого.
Учитель как режиссер:
осуществляет перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия;
выделяет основные по мысли и силе эмоционального воздействия эпизоды урока, продумывает плавные переходы, логику взаимодействий участников педагогического процесса;
организует развертывание мизансцен во времени и пространстве, определяя темп работы в каждой сцене.
Задачи педагога как режиссера:
преобразовать (преобразить, изменить образ) материал содержания учебной подготовки в материал учебно-воспитательный путем его художественно-педагогической интерпретации;
создать «партитуру» (сценарий) урока, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план урока с соподчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;
«примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение урока ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом;
продумать педагогический жанр урока, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия;
смоделировать диалогичность урока.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 275