СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «патриот» — греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.

Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Понятия гражданственность и патриотизм, несмотря на тесную связь между ними, не тождественны. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин осознает свои обязанности перед ней. То есть гражданственность - это нравственно-политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм.

Стратегическая цель гражданско-патриотического воспитания - формирование не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.

В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, любви к Родине и готовности к исполнению гражданского долга.

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть ориентировано на формирование воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе.

В содержании гражданско-патриотического воспитания учащихся интегрируются нравственные, правовые, политические и другие знания, ответственное отношение к обществу и самим себе, а также опыт социального поведения, позволяющего выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права.

Содержание гражданско-патриотического воспитания конкретизируется в его основных направлениях:

1. Обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями; осознанное освоение и принятие ими основных гражданско-патриотических ценностей.

2. Воспитание уважения к государственной власти и закону, чувства любви к Родине и своему народу, развитие патриотических, национальных и интернациональных чувств.

3. Формирование готовности к выполнению своего гражданского долга, накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности.

Процессы воспитания гражданско-патриотической и информационной культуры тесно взаимосвязаны.

Смысл гражданственности и патриотизма сводится воедино: нравственность, правовая, политическая и информационная культура личности.

Учащиеся, у которых сформирована информационная культура, более адаптированы к реалиям современного государства, могут адекватно решать жизненные задачи. Конечно, информационные ресурсы не могут обеспечить потребность детей в знаниях, необходимых для разрешения различных проблем, но каждый школьник, владеющий информационными технологиями, знает, как найти, оценить и применить информацию, необходимую для преодоления трудных ситуаций в сфере действия социальных, нравственных и правовых норм.

Проникновение информационных технологий в образование заставляет рассматривать воспитательный процесс как процесс информационный, в котором происходит получение информации, ее освоение и принятие в качестве личностных ценностей.

Информационно-образовательные ресурсы представляют собой совокупность всей получаемой и накапливаемой информации в процессе развития образования, практической деятельности педагогов и функционирования специальных устройств, используемых в учреждениях образования.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у школьника чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Слово «патриот» — греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.

Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Понятия гражданственность и патриотизм, несмотря на тесную связь между ними, не тождественны. Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин осознает свои обязанности перед ней. То есть гражданственность - это нравственно-политическое качество, важной составляющей которого является патриотизм.

Стратегическая цель гражданско-патриотического воспитания - формирование не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.

В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданско-патриотической культуры личности, выражающейся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств, любви к Родине и готовности к исполнению гражданского долга.

Гражданско-патриотическое воспитание должно быть ориентировано на формирование воспитывающего пространства, позволяющего создать в любом учреждении образования реально ощутимую атмосферу уважения к государству, его символам, закону и правопорядку, устанавливающего реальные гражданско-правовые отношения в коллективе.

В содержании гражданско-патриотического воспитания учащихся интегрируются нравственные, правовые, политические и другие знания, ответственное отношение к обществу и самим себе, а также опыт социального поведения, позволяющего выполнять свой гражданский долг, выбирать линию поведения в соответствии с нормами морали и права.

Содержание гражданско-патриотического воспитания конкретизируется в его основных направлениях:

1. Обогащение учащихся гражданско-патриотическими знаниями; осознанное освоение и принятие ими основных гражданско-патриотических ценностей.

2. Воспитание уважения к государственной власти и закону, чувства любви к Родине и своему народу, развитие патриотических, национальных и интернациональных чувств.

3. Формирование готовности к выполнению своего гражданского долга, накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности.

Процессы воспитания гражданско-патриотической и информационной культуры тесно взаимосвязаны.

Смысл гражданственности и патриотизма сводится воедино: нравственность, правовая, политическая и информационная культура личности.

Учащиеся, у которых сформирована информационная культура, более адаптированы к реалиям современного государства, могут адекватно решать жизненные задачи. Конечно, информационные ресурсы не могут обеспечить потребность детей в знаниях, необходимых для разрешения различных проблем, но каждый школьник, владеющий информационными технологиями, знает, как найти, оценить и применить информацию, необходимую для преодоления трудных ситуаций в сфере действия социальных, нравственных и правовых норм.

Проникновение информационных технологий в образование заставляет рассматривать воспитательный процесс как процесс информационный, в котором происходит получение информации, ее освоение и принятие в качестве личностных ценностей.

Информационно-образовательные ресурсы представляют собой совокупность всей получаемой и накапливаемой информации в процессе развития образования, практической деятельности педагогов и функционирования специальных устройств, используемых в учреждениях образования.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по формированию у школьника чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

19.02.2016 22:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!