СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Глобальные проблемы человечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Глобальные проблемы человечества.

Казакова Эндже Раисовна –учитель географии МБОУ-Тюлячинской СОШ Тюлячинского района Республики Татарстан село Тюлячи.

Цели урока:

  • Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
  • Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
  • Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Изучение новой темы

Этапы

Приемы и средства обучения

Вводно-мотивационный этап.

Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы.

I этап. Что такое глобальные проблемы?

Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы “Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы.

II этап. Классификация глобальных проблем.

Лекция с элементами аналитической беседы и практического занятия: составление таблицы “Классификация глобальных проблем, Вывод.

IIIэтап. Просмотр видеоролика глобальных проблем

Рассмотреть экономические, социальные, экологические проблемы. Видеоролик.

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы!

Элементы практического занятия: групповая учебная деятельность по заданию аналитическая беседа, коллаж.Вывод.

Заключительный этап

Обсуждение проблемного вопроса. Проверка полученных знаний.Объяснение дом. задания. Выставление оценок.

ХОД УРОКА

Вводно-мотивационный этап.

  1. Орг.момент
  2. Изучение нового материала (слайд 1)

Вступительное слово учителя: (В руках учителя глобус).

- Ребята, что я держу в руках? ( Дети отвечают). Правильно, глобус. Все мы, и россияне, и французы, и африканцы живем на одной планете и поэтому те проблемы, которые происходят на ней касаются всех, а не кого-то по отдельности. Вот о таких, касающихся всего человечества проблемах, мы сегодня и поговорим… Итак, тема нашего урока – « Глобальные проблемы человечества».

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете до сих пор жива благодаря тому, что люди, становясь сильнее, в конечном счете, умели становиться и мудрее. Акоп Назаретян

Учитель. В наши дни все чаще и чаще приходится слышать о грядущем конце света. В последний раз мы ждали его 21 декабря 2012 года. Пережили, а что же дальше ?! Будет ли наша планета и жизнь на ней существовать как прежде или же крах неизбежен? В конце урока вам предстоит ответить на мой вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

I этап. Что такое глобальные проблемы? (слайд 2)

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие "глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – "шар”).

Как вы думаете почему не существовало глобальных проблем? Что их породило? Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях: Причины появления глобальных проблем:

  • глобализация мира;
  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Особенности глобальных проблем.

  1. Они носят планетарный характер и касаются каждого жителя планеты земля;
  2. Они образуют систему, в которой все теснейшим образом взаимосвязаны. Решение одной проблемы невозможно без решения остальных;
  3. Они могут предопределять дальнейший ход истории человечества;
  4. Их решение возможно только усилиями мирового сообщества.

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.

Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

II этап. Классификация глобальных проблем.(слайд 3)

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их.

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

“Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

“Парниковый” эффект

Загрязнение окружающей среды:

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: “С-Ю”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония.).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

Проблема войны и мира опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

III этап. Просмотр видеоролика.

IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! (слайд 4)

Перед Вами небольшие карточки с информацией и цитаты известных миру людей, проанализируйте их и, определите, о какой проблеме идет речь в каждой из них.

А) назовите проблему человечества, о которой идет речь, сформулируйте, в чем ее сущность;

Б) предложите причину ее возникновения;

В) предложите пути решения проблемы.

Все свои ответы покажите, создав коллаж и затем уже представите ее всем.

Учитель: каждой группе дается задание за 15 минут создать плакат, в котором бы вы отразили тему нашего урока: человек в системе глобальных проблем и в качестве защиты плаката предложили бы свое решение хотя бы одной из проблем.

Выступление групп (2 минуты).

Подведение итогов: Задание для всех было одинаковым, условия работы и материалы – тоже. Однако все работы получились разными. Это еще раз доказывает нам, что все мы – разные, мы по-разному воспринимаем этот мир, все явления и события, происходящие в нем, но есть общее, что нас объединяет, - мы все жители планеты Земля и мы все в ответе за то, что на ней происходит, и будет происходить.

Каждый стол внимательно слушал других. А теперь Вы должны оценивать работу других.

Учитель: вот мы и познакомились с глобальными проблемами человечества…А теперь посмотрим на доску и попытаемся ответить на мой вопрос. Так действительно ли неизбежен крах человеческой цивилизации?

( Ребята высказывают свои точки зрения, диспутируют)

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только всем миром можно и нужно начать решать уже накопившиеся глобальные проблемы!

Домашняя работа: написать письмо в будущее.

Использованная литература:

1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

5. http://www.youtube.com/watch?v=SY2PvKpfWRc глобальные проблемы человечества видео

Категория: География
13.11.2015 22:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!