СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интерес - это есть познавательная потребность, и по-буждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ по-знавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду. [1]

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете;

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Необходимо отметить, что такие показатели познавательной активности встречаются, как и во время занятий в детском саду так и в повседневной жизни дошкольника. В современном мире наблюдается массовое применение информационных технологий во многих сферах жизни практически каждого человека. Компьютеры, планшеты, электронные приставки, мобильные телефоны и смартфоны, системы виртуальной реальности, интернет преобразовали не только жизнь взрослых людей и отношения между ними, а также изменили условия жизни детей. Новое поколение игр предлагает дошкольникам, вместо игры с другими детьми, погрузиться в индивидуальную игру на экране компьютера. Изменения в условиях жизни и игровой среде приводят к тому, что важной задачей является изучение потенциала интерактивных технологий, и их влияния, оказываемого на детскую игру и на познавательное развитие дошкольника. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в качестве средства обучения детей, показывают его особую роль в развитии интеллекта, креативности и личности в целом.

Существующие позиции исследователей, согласно которым считается, что компьютер обладает потенциалом, способствующим психическому развитию ребёнка противопоставляются взглядам других учёных, а также родителей и врачей, которые отмечают, что стоит ограничить взаимодействие детей с компьютером, поскольку увлечение компьютерными программами отрицательно сказывается на психическом и соматическом здоровье ребёнка [3]. Несмотря на то что достаточно много внимания уделяется проблеме возможных последствий компьютерных игр на развитие детей, экспериментальных исследований, которые позволили бы однозначно ответить на вопрос о влияние компьютера на развитие ребёнка, очень мало.

Совершенно точно можно говорить лишь о том, что компьютерные игры стали частью социальной ситуации развития современных дошкольников и вносят свой вклад в развитие ребёнка. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте выбор компьютерных программ, в которые играет ребенок определяют родители. На основе анкетирования родителей и бесед с детьми мы выяснили, что большинство взрослых используют компьютерные программы с целью развития и обучения своих детей.

Таким образом, анализ вышеизложенного материала позволяет говорить о том, что значительно расширяются возможности у специалистов и родителей в сфере обучения и развития дошкольников, использующих различные цифровые образовательные ресурсы. В связи с тем что проблема взаимодействия ребенка с компьютером является новой как для психологии, так и для педагогики продолжают существовать неоднозначные высказывания о влияние компьютера на развитие личности детей и возникает много спорных моментов в использовании терминологии. Одним из актуальных остается вопрос относительно психологической классификации компьютерных игр и уточнения значения термина «компьютерная игра».[5]

В бытовом смысле часто употребляется термин детские компьютерные игры, но в полном смысле игрой их назвать сложно. В отечественной психологии, в широком смысле игра определяется как свободная спонтанная активность, приносящая удовольствие от процесса деятельности. Предметом детской игры является взрослый человек - его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми. Существенные изменения произошедшие за последние годы в жизни взрослых людей и в отношениях между ними, а также в условиях жизни детей привели к изменениям и в игровой деятельности ребенка. Все чаще обсуждается вопрос об особенностях игры, возникающих на разных стадиях развития в современном информационном обществе.

Несмотря на то что исследователи игр относят компьютерную игру к символико-моделирующей деятельности как и традиционную ролевую игру, существуют различия. Единицей игровой деятельности дошкольника является роль, а в компьютерных играх обычно роль не задается. В большинстве таких игр отсутствует реальность социальных отношений и в основном, последовательность игровых действий заранее известна и задана. Игровые действия, не могут со временем стать обобщенными и свернутыми, они полностью определяются содержанием компьютерной программы. Действия ребенка на компьютере определяются содержанием компьютерной программы. Сначала ребёнком усваивается алгоритм программы, которая включает в себя последовательность инструкций, набор команд предназначенных для исполнения электронным устройством различных задач.

Так как деятельность ребёнка на компьютере не соответствует общепринятым в психологии представлениям об игре, мы считаем, что целесообразнее использовать термин компьютерная программа. В настоящее время имеется множество различных программ предназначенных для детей дошкольного возраста. Существуют устоявшиеся классификация компьютерных игр, которой оперируют родители и дети, в ее основе лежит жанр выявленный разработчиками компьютерных игр. Классифицируя компьютерные программы, можно выделить три группы детских программ на основе наличия компонентов игры: компьютерные программы для детей без игровой задачи, компьютерные программы для детей с игровой задачей и компьютерные программы для детей с игровым сюжетом.

Под компьютерной программой для детей без игровой задачи понимается программа, в которой отсутствует какая-либо игровая ситуация, а соответственно и игровая мотивация. В такого типа компьютерных программах действия ребёнка определяются инструкцией по выполнению определённого набора обучающих мини-упражнений. В данной программе, за правильно выполненное задание ребёнком, предусмотрено поощрение в виде музыкальных, световых спецэффектов и слов «молодец», «вперёд» и т. д. К таким программам можно отнести дидактические задания, предназначенные для обучения чтению, счёту, иностранным языкам. Графические редакторы (рисовали, раскраски) и другие конструкторы.

Компьютерная программа для детей с игровой задачей - это программа с заданной игровой ситуацией. Действия ребёнка в ней определяются правилами, которые необходимо выполнить для решения определённых задач и достижения выигрыша. Ребенок обычно играет за другого персонажа. В программе этого типа есть мотив достижения. В случае выигрыша, как правило, начисляются баллы, зарабатываются очки. Например, это игры имитирующие движения автомобиля по извилистой дороги, гонки («Need for speed», «Тачки», спортивные игры (футбол, теннис, волейбол и др., игры имитирующие различные бытовые процессы («Кулинария», «Барби. Показ мод», «Обеденный переполох», всевозможное прохождение площадок типа «прыжки и препятствия» («Angre birds», «Нэнси Дрю», «Супер Корова», «Worms 4: Mayhem», «Герои Эллады 2. Олимпия», «Ski Safart»).

Компьютерная программа для детей с игровым сюжетом - это программа, в которой имеется возможность развёртывания последовательности игровых ситуаций. Выбор игровых действий определяется самостоятельно в рамках игровой ситуации. Действия ребёнка влияют на происходящую ситуацию. В такого типа компьютерных программах имеется возможность моделирования сферы социальных отношений и реализации мотивов социальной помощи, сотрудничества, воспитания, познания. Например, это программы, в которых есть возможность создания виртуальных людей и обустройства их жизни; по-мощь игровым персонажам, управление жизнью одного или нескольких виртуальных героев или существ. («Sims», «My little farmies», Город, «Веселая ферма», «Мой щенок», «Чудо зоопарк - спасение животных» и т. д.).

Таким образом, представления о компьютерной игре отличаются от традиционного понимания игры. Сегодня имеется тенденция под термином «игра» объединять различные виды деятельности детей, а это приводит к тому, что определения игры становятся относительными, локальными и множественными. Считаем, что более целесообразно использовать термин компьютерная программа, которая может являться вариантом творческой деятельности и позволяет конструировать, экспериментировать, создавать что-либо, используя определённый набор элементов и объектов, а может стать вариантом усвоения определённой информации и конкретного учебного материала.

На основании того, что компьютер стал значимой частью социальной ситуации развития современных детей, увлечение компьютерными программами влияет на познавательное развитие дошкольников.

В отечественной психологии познавательное развитие понимается очень широко, в данное понятие обычно включают ощущение, восприятие, внимание, обучение, память, мышление, язык, эмоции и процессы развития. Познавательная активность, по результатам диагностики проводимой в различных дошкольных учреждениях РФ, лучше развита у старших дошкольников, которые играют в компьютерные программы по сравнению с другими детьми.

Более высокий уровень развития логического мышления имеют дети, которые предпочитают программы без игровой задачи по сравнению с остальными детьми, которые играют в другие компьютерные программы.

Исследование уровня развития произвольности показывает, что лучше справляются с заданием дети, которые играют в компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Низкий уровень развития произвольности отмечается у детей, выбирающих программы без игровой задачи. У детей, увлекающихся компьютерными программами уровень познавательного развития выше в отличие от детей, не имеющих доступ к компьютеру. Различные компьютерные программы по разному влияют на познавательные функции дошкольников. В большей степени развитию восприятия, наглядно-образного мышления, воображения и познавательной активности детей способствуют компьютерные программы с игровой задачей и с игровым сюжетом. Компьютерные программы без игровой задачи могут помочь развитию логического мышления ребёнка. Для развития произвольности стоит выбирать программы с игровой задачей. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в дошкольном возрасте возможно использование компьютера в качестве средства обучения и развития, при условии обязательного сопровождения со стороны взрослого. [4]

В дошкольной организации в роли взрослого несомненно выступает воспитатель. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Список литературы

1. Барская А. Д. Программа познавательного и социально-личностного развития дошкольников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: files/programma nogo razvitiya

2. Клопотова Е. Е. Романова Ю. А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2014. № 7.

3. Коркина А. Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. 2013 № 3.

4. Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. 2010. № 11.

5. Смирнова Е. О. Радеева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10345.php

14.12.2016 09:52


© 2016, ushakova86 1477

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!